От первого лица Можно ли покрыть дефицит средств на исполнение антикризисного плана правительства?
Антикризисный план правительства, подписанный премьером Дмитрием Медведевым, содержит сто двадцать позиций. Общая стоимость этих мероприятий, - а на самом деле там сорок девять оперативных позиций, которые требуют денег хотя бы в этом году (остальные - меры структурной политики, не требующие большого финансирования, но способные дать устойчивые стимулы развитию на ближайшие два - три года), - стоимость оперативных мер поддержки экономики оценивается в 684,8 млрд. рублей. Из них в бюджете уже заложено 462,2 млрд. Остальная сумма - под большим вопросом... Можно ли покрыть дефицит средств на исполнение антикризисного плана правительства? Поговорим об этом с Никитой Ивановичем Масленниковым, руководителем направления «Финансы и экономика» Института современного развития.
Никита МАСЛЕННИКОВ: Вначале правительство собиралось использовать антикризисный фонд, собиралось даже обращаться к президенту Владимиру Путину, чтобы он дал разрешение на дополнительное финансирование из президентского резерва (это триста шестьдесят с небольшим миллиардов рублей из замороженных пенсионных накоплений 2016-го года). Но этот резерв пока отложен. Хочу обратить внимание: главная статья расходов - бюджетные кредиты регионам - порядка трехсот десяти миллиардов, предназанченных для того, чтобы фианасовые системы регионов как-то смогли управлять государственным долгом, который стремительно растет: на начало текущего года общий государственный долг субъектов Федерации составил 2, 3 триллиона рублей. При этом прошлый год у нас с дефицитами бюджета закончили семьдесят шесть субъектов РФ! Абсолютное большинство.
Тяжелейшая проблема, и необходимо хотя бы ее не усугубить, - а долг означает недофинансирование социалки, недоплата работникам бюджетного сектора (неприятный звонок: задолженность по заработной плате всего за месяц выросла на 21%. Поэтому возникает вопрос: а дальше-то что? Надо оказать помощь ВЭБу, нашему институту развития...
- То есть, как было написано в одной аналитической статье, россияне еще раз заплатят за Олимпиаду...
Никита МАСЛЕННИКОВ: Внешэкономбанк попал в тяжелейшую ситуацию с внешними кредиторами, и чтобы ему пройти год без дополнительных финансовых санкций и не объявить дефолт, что было бы вообще недопустимо, ВЭБу нужно было бы от ста пятилдесяти до двухсот миллиардов рублей. Еще один животрепещущий вопрос - индексация пенсий.
Органы государственной статистики говорят, что пенсии в реальном выражении в январе даже подросли аж на 0,8%. При этом забывая, что в реальном выражении в прошлом году чистое падение с учетом поправки на инфляцию составило 3,8%...А если вспомнить, что в прошлом году число наших сограждан с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на три миллиона человек, - их сейчас девятнадцать миллионов, - это серьезнейшая проблема. На индексацию как раз и были отложены деньги из замороженной накопительной пенсионной системы. Но решения до сих пор нет, - будем ли индексировать, когда и на какую сумму, - непонятно. И это вызывает странное ощущение: план вроде бы есть, а вот счастья - нет...
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица