Картинка

Авторские материалы В столицу привезли картины ренессансного бунтаря

25 ноября 2011, 18:59

Персоны

Новатор и бунтарь: в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась беспрецедентная выставка Караваджо. Впервые 11 картин великого итальянского мастера представлены в одном выставочном пространстве. В экспозицию вошло даже знаменитое полотно, четыре столетия не покидавшее Ватикан. Одной из первых работы реформатора европейской живописи увидела   корреспондент радио "Вести ФМ" -  Анна Щербинина.

Открытие выставки Караваджо - не просто громкое культурное событие. Картины великого мастера в России - огромная редкость, в Эрмитаже хранится всего одна его работа, поэтому получить сразу 11 самых известных полотен Караваджо - невероятная удача, - рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова:

Эта выставка какое-то чудо! Дело в том, что музея Караваджо, как музея, не существует. Его произведения в церквях, в музеях, но, как правило, одна вещь в одном музее. И никто не хочет расставаться со своим единственным произведением!

Итальянские музеи не горят желанием отдавать шедевры Караваджо не только в российские музеи. Столько картин художника одновременно за пределами страны  не выставлялось никогда. Еще одна причина, по которой москвичам позавидуют даже итальянцы - в экспозицию вошло полотно "Положение во гроб", которое 4 века не покидало пределов Ватиканского дворца, и не было выставлено даже на прошлогодней выставке в Риме, приуроченной к 400-летию рождения Караваджо. Такое бережное отношение к наследию мастера оправдано, ведь по масштабу дарования Караваджо стоит в одном ряду с великими художниками Возрождения, - объясняет Антонова:

Человек, который новатор, бунтарь, революционер в своем роде, повернувший движение искусства подобно тому, как на рубеже XV-XVI века Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи повернули искусство. А он это сделал один. И такие великие мастера, как Рембрандт, Рубенс, Веласкес вряд ли могли бы состояться без него.

Бунтарский дух Караваджо - воплощение страстей и страданий, которые он пережил в жизни. Пристрастие к азартным играм и вспыльчивый характер приносили Караваджо немало неприятностей. За участие в драках и убийстве обидчика на дуэли, он был вынужден сначала бежать из Милана, а потом из Рима, скрываясь от правосудия.

В картинах Караваджо, написанных на евангельские мотивы, мы видим это сочетание гения и злодея, считает посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди:

 

Возможно, если бы Караваджо не был хулиганом, если можно так выразиться, то в его жизни не было бы взлетов и этих гениальных прозрений. Если бы он в жизни не испытывал бурных чувств: страдания, раскаяния, чувства вины, то и в его полотнах не появилось бы таких замечательных мотивов и глубоких эмоций.

Именно в картинах с религиозными сюжетами, новаторство Караваджо проявилось особенно ярко, - рассказывает куратор выставки Виктория Маркова:

Мы видим совершенно народные типажи, мы видим простых людей из низов Рима,  и действительно, мы знаем, что ему позировали реальные люди. Евангельские сюжеты осмыслены так, как будто это сюжеты и темы, происходившие в жизни.

О Караваджо говорят, что он превратил Ренессанс в барокко, а реализм его изображений сравнивают с фотографией. За отрицание форм традиционного искусства современники называли картины Караваджо вызывающими, а сегодня их по праву считают революционными.

Увидеть эти уникальные работы можно будет до 19 февраля.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация