Авторские материалы Последние фильмы Кена Рассела смущали даже фанатов
Один из провозвестников постмодернизма и рупор рок-музыки 1970-х, воспеваемый как классик и порицаемый за неизменно дурной вкус британский кинорежиссер Кен Рассел ушел из жизни. Его судьбе посвящен рассказ обозревателя радио "Вести ФМ" Антона Долина.
Он был очень влиятельным и многообещающим, да и просто модным в начале карьеры, - а к старости превратился едва ли не в городского сумасшедшего, снимавшего кино на собственной вилле и не попадавшего даже в ограниченный прокат. Кен Рассел, безусловно, был личностью неординарной. Как многие другие одаренные английские режиссеры, он начинал карьеру на ВВС, в 1960-х привнеся немало революционных идей: в частности, его картина "Элгар" стала первым телевизионным полным метром о композиторе. На классике, которую Рассел по-своему интерпретировал и бесстрашно, а иногда безвкусно переделывал, он был попросту помешан: впереди были картины о Дебюсси, Чайковском и Малере, превращение Ференца Листа в рокера, а Рихарда Штрауса - в убежденного нациста, что даже привело к прямому конфликту с наследниками гения.
Что до рок- и поп-музыки, то в ней Рассел был первым экспертом: китч и ритм, угар и юмор были его стихиями - в которых была выдержана одна из самых ярких кинематографических рок-опер, "Томми", где сыграли все четверо музыкантов легендарной группы The Who. Безудержная музыкальность была лишь одной стороной специфического дарования Рассела, вторая - склонность к провокационной тематике, совмещающей вопросы творчества, религии и сексуальности. Этим он был обязан славой - правда, недолгой - британского Орсона Уэллса после фильма "Влюбленные женщины" по роману Лоуренса: сцены обнаженной борьбы двух героев и эротические эпизоды принесли несколько "оскаровских" номинаций, а актриса Гленда Джексон впервые в истории получила эту премию за роль в подобном фильме.
Только две картины в карьере Рассела могли сравниться по резонансу с этой - хотя к этому моменту режиссер заработал репутацию трэш-короля, и его чаще критиковали, чем хвалили: "Дьяволы" - эротический религиозный триллер по мотивам Олдоса Хаксли, - и "Готика", героями которой стали Мэри и Перси Биши Шелли, а также сам лорд Байрон. После 1980-го года за его карьерой продолжали следить лишь самые верные фанаты, хотя последние фильмы мастера смущали даже их. Теперь он ушел из жизни и стал частью истории - которая, возможно, будет к нему более благосклонна, чем современники: по меньшей мере, в одном он обошел многих - в бесспорной самобытности.