Авторские материалы Закон о регистрации партий обсудили за некруглым столом
Персоны
Грядущую либерализацию партийного законодательства сегодня обсудили члены четырех парламентских партий. В дискуссии также приняли участие эксперты и делегаты от тех политических движений, что в Думе не представлены. Один из главных вопросов обсуждения - минимальная численность партий. Примечательно, что большинство участников разговора предлагали ее увеличить и вообще - выступали с предложениями, которые бы ограничивали появление новых сил на политической карте России. За ходом дискуссии следил корреспондент Радио "Вести ФМ" -Сергей Диков.
Больше партий, хороших и разных. Именно к этому должно привести предложение президента. Дмитрий Медведев еще до новогодних праздников выступил с инициативой: минимальная численность для регистрации партии должна составлять 500 человек. Обсуждать инициативу собрались разные организации и движения. И многие согласны: не все политические пристрастия граждан представлены в законодательных органах власти.
По мнению политика и в прошлом - депутата - Бориса Надеждина, оголено, прежде всего, правое крыло:
"Я могу сказать, что патриотически-державный тренд освоен, и в смысле представительства, и в смысле политиков. И левый тренд освоен, и в смысле политиков, и представительства. На правом фланге у нас большая задница. Или дыра там, как могу сказать. Уже три созыва либералы не могут попасть в парламент".
За либерализацию в политике выступает и правящая партия. Члены "Единой России" сетуют: справа от них в Госдуме никто не сидит, а так хотелось бы иметь хорошего соседа! Конечно, есть и опасения, говорит руководитель фракции "Единой России" в нижней палате парламента - Андрей Воробьев.
Но все-таки Дума - место для дискуссий, вопреки известному мнению заключает он:
"В принципе, каждый человек в стране может заняться бизнесом. И мы должны радоваться тому, если абсолютное большинство людей, желающих организовать свое дело, смогут добиться успеха и результата. Политика - это не бизнес, не хочу сравнивать. Но это аналогия того, что в свободной стране, ты, как гражданин, который несет ответственность, тоже можешь совершать поступки. Поступки, которые помогут тебе самореализоваться, помогут нести ответственность. Это 21-й век, это глобальный мир".
Дискутировать нужно, но и в балаган парламент превращать не следует, привычно эмоционально высказывает свое мнение лидер либерал-демократов - Владимир Жириновский. Он призывает подумать о гражданах, ведь если партий будет не четыре, а сорок четыре, граждане просто ничего не поймут, заключает он:
"Если в выборах в следующий раз примет участие 50 партий. Ну как граждане будут выбирать? Человек придет и будет читать все партии? Он найдет свою партию, "Единая Россия", ЛДПР, КПРФ, все. И вся эта простыня никому не нужна. Что он будет делать? Он будет эту простыню втискивать в узкую прорезь урны. Она наполнилась, еще урну, еще урну. И что мы будем делать? Считать неделю целую?".
Минимальная численность партий должна быть больше пятисот. С этим предложением выступают многие. И даже в либеральном "Яблоке" считают, что это уж как-то чересчур либерально. Член партии Сергей Митрохин выступает за то, чтобы число членов партии, необходимое для регистрации, начиналось от пяти тысяч человек:
"Меня, например, не пугает, что будет партия любителей пива. Или пусть будет партия сексуальных меньшинств. Не думаю, что кому-то от этого будет плохо или хорошо. А вот возможность создавать партии для раскрутки какого-то отдельного человека, например, олигарха появятся очень большие. И партии просто станут инструментом манипуляции с этой целью".
Парадоксально, но даже представители не прошедших в Государственную Думу партий размышляют: как бы новые политические веяния ограничить. Кто-то считает, что в названиях партий нужно запретить использовать имена собственные. Кто-то уверен, что допускать до выборов новые партии нужно лишь через год после регистрации. "Запретить" и "ограничить" - вообще популярные слова в этом обсуждении.
Редкое исключение директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев тоже предлагает ограничить. Но только не вновь образованные партии, а государственный орган:
"Некоторые партии претендуют на то, что у них существует даже ныне определенная законом численность, но которая под разными надуманными предлогами не регистрируется. Нужно более жестко прописать, кто будет учитывать эту численность, кто ее фиксирует. Это не должен быть Минюст, это должны быть какие-нибудь независимые органы. Может быть какая-то объективная процедура, которая не предполагает возражений, ну, например, нотариальное заверение членства в партии и так далее".
За круглым столом много экспертов, но некоторые таблички все же сиротливо стоят в сторонке. Вот на одной - имя телеведущей Татьяны Лазаревой, имя писателя Бориса Акунина - на другой. К участию в дискуссии приглашали и членов недавно образованной "Лиги избирателей", рассказывает один из организаторов и заместитель руководителя Центрального исполнительного комитета партии "Единая Россия" - Андрей Ильницкий. А от оргкомитета митингов на Болотной и Сахарова звали оппозиционного политика Владимира Рыжкова. Но все они по разным причинам прийти не смогли, с небольшой обидой в голосе поясняет Ильницкий:
"Мне кажется, что те, кто ищут возможности, постоянно идут на диалог. Те, кто ищут повода для самопиара, ажитаций таких ненужных, тех здесь нет. Мы никого не насилуем и не принуждаем к диалогу".
Текущая дискуссия последней не станет. Журналисты выяснили, что обсудить законопроекты, призванные облегчить регистрацию партий, собирается президент Дмитрий Медведев. Для того разговора, по некоторым данным, приглашают оппозиционных политиков. Правда, кто это будет, пока неизвестно. Но некоторые лидеры незарегистрированных партий уже заявили: если эта встреча состоится, они на нее пойдут