Картинка

Авторские материалы Владимир Путин всколыхнул инвестиционное сообщество

11 февраля 2012, 21:43

Персоны

Тема приватизации 90-х должна быть закрыта. Таково мнение премьер-министра России. Чтобы история перехода в частные руки крупнейших компаний стала лишь достоянием архивов, Владимир Путин находит уместным сделать последний шаг - компенсацию в пользу бюджета от тех, кто стал новым владельцем собственности. Пока нет прописанных правовых механизмов насчет сумм и сроков таких выплат - экспертному сообществу остается гадать, в чей адрес был направлен премьерский тезис. Подробнее  об этом -  в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Сергея Артемова.

Как оценивать приватизацию 90-х? По закону или по справедливости? Насчет первой позиции, полагает член Генсовета организации "Деловая Россия" Анатолий Лейрих, спустя годы возникают сомнения, но именно по части залоговых аукционов.

"Это была не очень чистая, или совсем нечистая операция, когда из залога была выкуплена дешево собственность, которая стоила гораздо больше, причем за государственные же деньги. Были получены кредиты у государства, они были выплачены правительству. Такое было время. Это была мошенническая операция. Если мы будем гадать, что Владимир Владимирович имел в виду, что вся приватизация была несправедливая, то я бы хотел какой-то оценки", - говорит Лейрих.

Взнос за полученную тогда собственность должен быть, считает президент компании "Неокон" Михаил Хазин. Тема справедливости для него ясна, но непонятен современный механизм такого взноса.

"Для этого надо разобраться, сколько раз скинуться, в каком объеме и на каких условиях. Как мы это поймем, так можно будет обсуждать. Дело в том, что российское общество не признало легитимность приватизации, и этот вопрос все равно решать придется любой власти, которая хочет, чтобы ее воспринимали всерьез", - полагает Хазин.

Михаил Хазин при этом не считает предложение Путина исключительно частью его предвыборной кампании.

"До тех пор, пока у нас был экономический рост, пусть и на нефтяных доходах, на эту тему можно было закрывать глаза. Сегодня это делать уже нельзя", - продолжает Хазин.

По мнению аналитика банка ВТБ24 Станислава Клещева, идея о постприватизационном взносе вполне адресная и обращена она к узкому кругу людей.

"Предложение Путина обращалось не к компаниям, а к крупных олигархам, которых до сих пор многие не признают легитимными собственниками крупного бизнеса. Потому взносы, скорее всего, будут платить именно физлица, а не те публичные компании, акции которых обращаются на бирже, - полагает Клещев.

Но даже если олигархам придется платить - деньги они возьмут из своих активов. Первый вариант - продать их часть, что в условиях нынешнего дисконта много денег не принесет. А вот второй вариант - увеличить дивиденды. Это не только позволит им рассчитаться, продолжает Станислав Клещев, но и позитивно сыграет на имидж российского рынка в целом.

"Учитывая, что большинство таких компаний обращается на фондовом рынке, то можно ожидать, что тенденция на увеличение дивидендов акционеров будет позитивно воспринято инвестиционным сообществом. Если сравнивать наш рынок с западными рынками, то многие наши компании по показателю дивидендной доходности торгуются гораздо дешевле, чем их западные аналоги. Это касается и банков, и промышленных компаний, в том числе и сырьевых, и уж не говоря о потребительском секторе", - считает Клещев.

Но Михаил Хазин из компании "Неокон" считает, что взнос может быть обращен и к нынешним владельцам крупной собственности, перекупившим пакеты позже. И иностранцам - в их числе.

"Добросовестные приобретатели отлично знали, что они приобретают не совсем легитимным образом полученную собственность", - говорит Хазин.

Тем более что европейцам такая практика покажется знакомой, добавляет Анатолий Лейрих из бизнес-организации "Деловая Россия".

"Я хорошо знаю, что если вы в Европе совершаете цепочку действий законных, но результатом, к примеру, становится уход от налогов, то вся цепочка таких действий по отдельности признается судом мошеннической", - рассказывает Лейрих.

Скорее всего, для деловых кругов сообщества главным будет вопрос - не сколько платить, а кому это придется делать - вершине списка "Форбс" или также миллионам остальных, озадачивается Анатолий Лейрих.

"Можно только гадать - может только к ним обращено, а может, Владимир Владимирович считает, что каждый бизнесмен - маленький или средний тоже должен что-то внести. Давайте подождем", - предлагает Лейрих.

Ожидание вряд ли окажется долгим. Слова премьера всколыхнули инвестиционное сообщество, и их воплощение в норматив сразу покажет вектор волны - в сторону российского рынка, либо - прочь от него. 

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация