Авторские материалы Пороховщиков был необходимым актёром
Персоны
Народный артист России Александр Пороховщиков скончался сегодня на 73-м году жизни в московской больнице, где находился несколько месяцев. Эту информацию подтвердили в Союзе кинематографистов. Пороховщиков давно страдал сахарным диабетом. Заболевание привело к гангрене, актеру пришлось ампутировать часть стопы. Позже артист перенёс инсульт и операцию на головном мозге. 10-го марта, не выдержав психологического напряжения, связанного с болезнью мужа, добровольно ушла из жизни Ирина Пороховщикова. Актеру так и не сообщили о самоубийстве жены.
На счету актера, режиссера и продюсера Пороховщикова - около 70 кинокартин. Среди них - "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Звезда пленительного счастья", "Следствие ведут знатоки", а также сериалы "Исаев", "Кадетство" и другие. О творческой биографии актёра рассказывает обозреватель Радио "Вести ФМ" - Григорий Заславский.
Заславский: Он до самого своего зрелого возраста (а было актёру 73 года) сохранил совершенно потрясающую физическую форму. И эта форма была не случайна, потому что в юности он занимался боксом и даже имел несколько десятков боёв вполне профессиональных, и имел взрослый разряд. Эта спортивная закалка и такой настрой на победу, мне кажется, очень пригодились ему и как артисту.
Он, кстати говоря, получил профессиональное образование, в конце концов закончив Щукинское училище. И герои, которых он играл, очень часто были люди, уверенные в победе, кто бы это ни были. Наши ли сотрудники ЧК, как, например, председатель ЧК Николай Кунгуров, которого он сыграл в легендарном фильме Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих". Или Савенков в одном из фильмов про этот самый Савенковский мятеж. Это "Крах операции "Террор", в котором он сыграл уже ближе к нашему времени, в 1980 году. Это были очень часто фильмы революционные или романтически-приключенческие.
Если говорить о революции, то это, например, был фильм "Поговорим, брат". Или какие-то другие истории - "Бриллианты для диктатуры пролетариата". А если приключенческие, то он играл, например, в "Капитане Немо", где эта его уверенность в себе была очень нужна, которая передавалась от него и его героям. Он был из тех актёров, которые не перевоплощались каждый раз снова и снова, а переходили из фильма в фильм, из спектакля в спектакль с этим необходимым режиссёрам типом этого самого человека, вероятно, близкими качествами и самому человеку – Александру Пороховщикову.
И здесь уже невозможно не сказать про его семью и его дворянское прошлое. Он, по-моему, одним из первых вспомнил об этом. И тогда же возникла эта история борьбы его за этот дом. Он, по-моему, чуть ли не единственный, кто получил свой дом в Староконюшенном переулке, эта реституция. Потому что его прадед, например, участвовал в строительстве храма Христа Спасителя как архитектор, а также был создателем и владельцем ресторана "Славянский Базар" – того самого, который для истории русского театра и мирового значим, как место, где случилась знаменитая легендарная встреча Станиславского и Немировича-Данченко.
В театре он играл последние годы, на сцене театра имени Пушкина. И одна из замечательных его ролей была в спектакле "Ревизор", где он играл Городничего. В общем, все его роли были очень хорошими. Он был необходим и был нужен. Он был таким человеком, который не участвовал ни в каких скандалах, сплетнях, потому что театр Пушкина – один из таких непростых, сложных. Там часто менялись художественные руководители. И он оказывался нужен, необходим всем художественным руководителям на протяжении этих десятилетий. Он играл и в спектаклях Юрия Ерёмина, и у Романа Козака. И уже в новое время, когда театр возглавил Евгений Писарев, он тоже думал о том, как и где использовать этого замечательного актёра.
Слушайте в аудиоверсии.