Авторские материалы Минтранс сделал полеты опаснее

14 мая 2012, 18:22

Персоны

Гражданские лётчики раскритиковали приказ Минтранса. Речь идёт о поправках в документе, регулирующем режим работы и отдыха членов экипажей воздушных судов. Открытое письмо размещено в "Живом журнале". Тысячи пользователей Интернета в считанные часы откликнулись на него перепостами и комментариями. Заголовок письма многих не оставил равнодушными. Он гласит: "Завтра мы начнём убивать вас, россияне". Корреспондент "Вестей ФМ" Алексей Чесноков изучил текст письма и поправки в приказ Минтранса вместе с экспертами.

Судя по профилю в "Живом журнале", автор письма – бывший гражданский лётчик. Причиной крика его души  стал доработанный 139 приказ Минтранса. Блогер казённые поправки переводит на язык обывателя, и становится понятно, теперь экипажу грозят большие перегрузки в связи с увеличением максимальной продолжительности смены до 15 часов в небе.

К тому же при дневных рейсах на дальние расстояния авиакомпании могут ограничить состав лётчиков до двух человек. Всё в целях экономии. Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов отмечает, законы аэродинамики и природы равнодушны к денежным вопросам, и такими темпами Россия может стать чемпионом мира по авиакатастрофам.

"Физиологическое и биологическое состояние организма – это первое и непременное условие соблюдения безопасности полётов. Кто их не соблюдает, тот заканчивает катастрофами. Человек, садясь за штурвал самолёта, имея за спиной 200-300 пассажиров, должен быть в такой физиологической и биологической форме, чтобы соблюсти безопасность полётов", - говорит Смирнов.

Сложно сравнить 8 часов в офисе и 12 за штурвалом самолёта в условиях, официально признанными вредными. Сюда стоит добавить частую смену часовых поясов. К тому же, по статистике, почти половина всего рабочего времени российских лётчиков приходится на ночь. Их уже сравнивают с загнанными лошадьми. Конечно, любое ужесточение рабочего режима вызывает негодование у пилотов. А пассажиры каждый взлёт и посадку оценивают, как подвиг экипажа. Олег Смирнов заключает, авиакомпаниями в основном руководят люди, далёкие от авиации. Поэтому стремление к обогащению оттесняет на задний план вопросы безопасности полётов.

"Не видят вот этих вот общеизвестных истин. Пропускают их и пытаются экономить. Генеральные говорят, давайте уменьшать количество экипажей, пусть они до потери сознания летают. Вторые говорят, не обливайте самолёты антиобледенительной жидкостью, потому что это 30 тысяч рублей стоит каждый облив. На безопасности полётов экономить нельзя. Это всемирный, планетарный постулат", - добавляет Смирнов.

Если сравнить две последние редакции приказа Минтранса, то станет понятно, речь в письме лётчика идёт о 16 пункте документа и Приложении 1. В них оговариваются максимальная продолжительность полётной смены, количество пересадок и пилотов на борту. Согласно логике автора письма,  Минтрансу чуть ли не все вылеты следует признать ночными.

К тому же в циркулярах ведомства написано, авиакомпании могут ставить в рейс не менее двух пилотов. А значит, на экипаже можно не экономить.  К тому же обратно, например, из Бангкока в Москву, летит другой состав. Первому по закону положено 3 дня отдыха. Об этом в блоге написано совсем по-другому. Президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук рассказывает, как на самом деле осуществляются долгие и дальние перелёты.

"Если полёты длительные, например, 16 часов, гражданская авиация стоит пред выбором: соблюдать нормы отдыха и тогда делать какую-то промежуточную посадку или тогда увеличивают экипаж. И тогда уже летать двумя экипажами, 4 пилота, можно без пересадки 16 часов, независимо днём или ночью", - объясняет Бойчук.

Российские авиаторы в прошлом году перевезли 64 миллионов пассажиров.  Американские – 750 миллионов человек и ни одной катастрофы. Сергей Бойчук подтверждает, летать авиакомпаниями США и Европы безопаснее – там этот вопрос на первом месте, и дешевле – цены на топливо не такие высокие, как у нас.

"Чтобы рейсы летали хорошо загруженными, а не наполовину. Надо экономить, наверное, при заказе топлива, потому что это основная статья расходов. Чтобы существенно экономить – надо обуздать аппетиты наших топливных компаний, которые вертикально интегрированы и сдувают цены на керосин", - поясняет Бойчук.

Впрочем, на переработку жалуются и европейские лётчики. Их смены порой достигают 13-14 часов. К замечаниям учёных авиаперевозчики в основном равнодушны.  Конкуренция между ними растёт, а вместе с ней и нагрузка на экипажи. Отсюда не каждая посадка получается мягкой.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация