Авторские материалы Кардинг рассорил клиентов с банками
Персоны
С 1 января будущего года вступает в силу положение закона "О национальной платежной системе", согласно которому банк обязан будет возвращать незаконно списанные с карт клиентов деньги в течение 24 часов. Банкиры считают норму слишком "клиентоориентированной" и просят законодателей отыграть назад. Те согласны увеличить срок расчета до двух недель. В ситуации разбиралась корреспондент радио "Вести ФМ" Ольга Беляева.
В последние годы в России и за рубежом участились случаи так называемого кардинга, фишинга, скилинга - это различные формы незаконного снятия денег с карты клиента банка. Страдают от этого не только рядовые граждане, но и статусные держатели карт. Так, недавно о фактах кражи средств со счетов заявили губернаторы Кировской и Астраханской областей - Никита Белых и Александр Жилкин. По действующему законодательству клиент обязан сообщить о несанкционированном списании средств в течение дня. С этого момента банк несет ответственность за возмещение потери. Но процедура возмещения небыстрая, поясняет руководитель департамента пластиковых карт "ВТБ-24" Александр Бородкин.
"В службу банка подается заявление, банк проводит расследование. Если выясняется, что действие совершено не по вине клиента, далее действия зависят от банка", - констатирует специалист.
Де-факто банк сам решает, в течение какого времени средства будут возвращены. Сроки в разных кредитных организациях отличаются. Причина в том, что банк может инициировать расследование, чтобы установить, было ли списание действительно несанкционированным, поясняет депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
"Банкиры опасаются, что некоторые клиенты могут вступить в сговор с мошенниками, спишут деньги со счета, а заявят, что произошло это несанкционированно, некие третьи лица в сговоре спишут деньги, а ответственность будет перекладываться на кредитные организации", - замечает депутат.
Банковская экспертиза может длиться неделями. Обязывать банк разрешать спорные моменты в течение суток - осложнять жизнь клиенту, замечает эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Мирошниченко.
"Банкам придется вкладываться в безопасность - найм персонала, информационные базы, и чем меньше срок, тем больше расходы. А это приведет к увеличению тарифов", - уверен специалист.
Банк должен отвечать за то, что его клиент пострадал, -возражает адвокат московской коллегии "Смаль и партнеры" Максим Смаль. В его практике уже несколько дел обворованных держателей пластиковых карт.
"Банки обязаны не только осуществлять контроль, но и постоянно совершенствовать систему безопасности. Если банки этого не делают, а деньги похищаются, они должны нести ответственность", - считает адвокат.
Действительно, получить доступ к реквизитам счета держателя пластиковой карты для мошенников несложно: они взламывают серверы, базы данных интернет-магазинов, расчетных систем. Предусмотреть все риски сложно, но возможно их минимизировать, советует Александр Бородкин. Прежде всего, подключить сервис СМС-оповещения.
"Как только вы получили извещение, что по карте прошло несанкционированное списание, вы можете сразу обратиться в банк. Ну, и использовать принцип разделения кошельков", - подсказывает эксперт.
И банкиры, и их клиенты одинаково заинтересованы в безопасности банковских счетов. Важно найти "золотую середину", уверены эксперты, чтобы борьба с кардингом искореняла зло, а не превращалась в цепь взаимных обвинений пострадавших.