Авторские материалы Анатолий Папанов тщательно прорабатывал каждую роль
Персоны
Интонации его голоса пытались копировать, фразы, произнесенные в фильмах, моментально разбирали на цитаты. О нем говорили, что он актер невероятного диапазона - от комедии до драмы. Анатолию Папанову сегодня исполнилось бы 90 лет. Обозреватель "Вестей ФМ" Ольга Подолян расскажет об артисте, который начинал с эпизодов и стал одним из самых ярких актеров советского кино.
Анатолий Папанов много снимался в кино и играл в театре, но поражал и покорял зрителей не высоким профессионализмом, актерским мастерством, а органикой, которой невозможно научиться. Он насыщал образы подмеченными в жизни деталями и интонациями, именно поэтому все его герои выглядят настоящими.
Анатолий Папанов пришел в ГИТИС после войны, где получил тяжелое ранение, ему ампутировали три пальца на ноге. На экзамены Папанов пришел с палочкой, но уже тогда сказал, что сможет все, и вскоре избавился от хромоты. Позже никто и представить себе не мог, что Папанов когда-то хромал, - вспоминает режиссер фильма "Одиножды один", где играл Папанов, Геннадий Полока.
"Я это обнаружил, когда заканчивал снимать картину. Он всю картину плясал и никогда мне не говорил, что ему это дается с трудом. Один раз он остановился и взялся руками за ступню. Я спросил: "Что с Вами? ". Он ответил: "Да у меня же, видите, один палец"", - вспоминает Полока.
После института Папанов уехал в Прибалтику в драматический театр Клайпеды - именно туда распределили работать его жену. Но отыграв сезон, они вернулись в московский театр Сатиры, на сцену которого Папанов выходил до самой смерти. Актер говорил, что он однолюб во всем - одна жена и один театр.
Впрочем, главные роли в театре он начал играть не сразу, только в 54 году он
получил в театре ведущую роль в спектакле "Поцелуй феи", а потом стал
и одним из главных актеров театра. В театр Сатиры приходили, чтобы увидеть
Папанова на сцене. Он играл в "Ревизоре", "Горе от ума", "Беге",
"У времени в плену". Актриса
театра Вера Васильева вспоминает, что к каждой роли он подходит настолько
тщательно, что очень долго сам работал над гримом.
"Очень любил гримироваться, если уши должны были быть заметными, он делал большие уши, и все умирали при виде этих ушей, если нужен был нос большой, он вставлял ватки, чтобы он раздулся, что-то лепил", - рассказывает Васильева.
Но всесоюзную популярность актеру подарило кино, в первую очередь комедии. У Эльдара Рязанова он сыграл в фильмах "Человек ниоткуда", "Дайте жалобную книгу" и "Берегись автомобиля". Фразы, произнесенные хриплым голосом с неповторимыми интонациями, моментально разбирали на цитаты. Звездную роль Папанова в "Бриллиантовой руке" и сегодня знают наизусть.
Папанов настолько блестяще играл комедийных персонажей в "12 стульях", "Бриллиантовой руке", "По семейным обстоятельствам", что многим казалось, что и в жизни он очень похож на своих героев. Режиссер Александр Прошкин рассказывает, это была всего лишь маска.
"Эта маска такого человека с хохмой, с юмором, маска грубоватая, надевалась, может быть для того, чтобы держать какую-то дистанцию. Он был чрезвычайно тонкий и образованный человек", - вспоминает Прошкин.
В творческой биографии актера больше ста фильмов. Особое место в ней занимают картины "Живые и мертвые" и "Белорусский вокзал". Эти работы Анатолия Папанова доказали, он мастерски играет не только бытовые и комедийные образы, блистательны и его трагические персонажи.
Свою последнюю роль бывшего фронтовика, прошедшего через ГУЛАГ, Анатолий Папанов сыграл в картине Александра Прошкина "Холодное лето 53-го". После выхода фильма на экраны говорили, что монолог Папанова в этом фильме стал для него пророческим. О Папанове говорили, что он способен в одиночку сделать фильм, он актер планетарного масштаба. Уже после смерти Анатолия Дмитриевича имя Папанова присвоили малой планете - астероиду номер 2480.