Авторские материалы "Газпром" сжижает путь на Восток
Персоны
Новые проекты концерна "Газпром" фактически означают начало диверсификации поставок сырья за рубеж. Потребителям на рынках Восточной Азии может быть предложено до 20% всей продукции Газпрома. Инвестиции в проект оцениваются в 45 миллиардов долларов и пока плохо поддерживаются рынком. К тому же возникают вопросы по клиентам, которые будут покупать этот газ. Об этом - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Артемов: Опору нового курса "Газпрома" составят два месторождения - Ковыктинское в Иркутской области и Чаяндинское в Якутии. Запасы их достигают почти 3 триллионов кубометров газа, говорит аналитик "Номос-Банка" Денис Борисов.
Борисов: Те запасы, которые есть на Чаяндинском и Ковыктинском месторождениях, могут дать добычу до 100 миллиардов кубов, сейчас весь "Газпром" добывает в районе 500. Прирост может быть значительным.
Артемов: Концерн находит азиатский рынок наиболее перспективным - здесь пока сохраняется растущий спрос, но эти надежды - пока лишь надежды, считает аналитик ИФД "Капитал" Виталий Крюков.
Крюков: Было совещание у президента, на котором эти планы были одобрены полностью, но есть золотое правило - мы ничего не строим, пока нет договоров на поставку газа. Пока договоров нет, но компания планирует строить новые мощности - у инвесторов есть опасения, как бы не повторилась ситуация до кризиса, когда мощности были построены, а после кризиса оказались никому не нужными.
Артемов: Инвестпрограмма движения "Газпрома" в Азию достигает 45 миллиардов долларов - две трети будет стоить труба из Восточной Сибири во Владивосток. Плюс завод по сжижению газа в Приморье. Это если рассчитывать на потребителей всего тихоокеанского региона. Или - гораздо дешевле - протянуть трубу до китайской границы. В этом дилемма концерна, говорит аналитик компании "Ренессанс Капитал" Ильдар Давлетшин.
Давлетшин: Эта дилемма имеет ценовой вопрос - если "Газпром" будет гнаться за гибкостью, то ему это обойдется в 2 раза дороже по затратам на инфраструктуру, чем если бы он согласился на одного потребителя в Китае. С точки зрения экономики выгоднее меньше тратить, поставлять напрямую в Китай. С точки зрения политики и ценовой гибкости в будущем "Газпром" выберет поставки многим покупателям. Но это усложняет цепочку, удлиняет ее и делает весь проект дорогим.
Артемов: Если кризисная волна продолжит свое движение в Азии, то вышеописанные варианты коммерческих направлений "Газпрома" могут оказаться в ситуации "оба - хуже". Инвесторы уже сейчас беспокоятся на этот счет, отмечает Денис Борисов из "Номос-Банка".
Борисов: 45 миллиардов долларов до 2018 года - сопоставимо с годовыми инвестпрограммами "Газпрома". С учетом того, что ряд важных строек уже завершен, как нитки "Северного потока", так и подходит к завершению - Бованенковское месторождение почти запущено, и сооружение трубы до Ухты оттуда... Так что "Газпром" может потянуть это по деньгам. Другое дело, что рынок ожидал снижения CAPEX "Газпрома" - теперь этого, видимо не случится. С этим связана негативная реакция в акциях "Газпрома".
Артемов: Выход на проектные мощности в регионе "Газпром" рассчитывает на 2018 год. В отличие от Европы, партнеров - энергетических гигантов у него в Азии не просматривается. Кстати, к этому времени заводы СПГ на западном побережье США и в Австралии заработают на полную мощь. Получается, "Газпром" своими руками строит себе дорогу на настоящее конкурентное поле - возможно, впервые в своей истории.