Авторские материалы Контроль за МФО, борьба с дропперством: инициативы депутатов
Персоны
Снижение ставки по семейной ипотеке при рождении второго и третьего ребенка, ужесточение контроля за микрофинансовыми организациями, борьба с дропперством. Эти и другие финансовые инициативы предлагают в Госдуме в последние дни уходящего года. Рассматривать же их и обсуждать депутаты намерены в самом начале года наступающего. Впрочем, уже сейчас эксперты, комментируя предложения парламентариев, отмечают, что далеко не все они продуманы. Почему – узнала Марина Костюкевич.
Появился второй или третий ребенок – семья имеет право на сниженную ставку по ипотеке. Причем, снижение должно происходить автоматически. Такое стимулирование рождаемости предлагают депутаты Госдумы.
Новые условия выглядят так: 10% для семей с одним ребенком, 6% с двумя и 4% с тремя детьми и более. Утвердить это могут уже в первом квартале 2026 года. Сама по себе инициатива позитивная, но все зависит от возможностей бюджета – говорят эксперты. Есть и еще один спорный момент – сейчас ставка по ипотеке при рождении первого ребенка 6%, а станет 10%. Будет ли это стимулировать рождение первенца – большой вопрос, – говорит доцент Финансового университета при Правительстве России Петр Щербаченко.
ЩЕРБАЧЕНКО: Сейчас у же работает 6% на одного ребенка. Бюджет сверстан и если это учтено в бюджете следующих трех лет, то тогда это можно обсуждать, просчитывать и конкретно уточнять. Если это не уточнено в бюджете, надо понимать откуда будут идти средства. А так достаточно хорошая полезная инициатива, которая повысит спрос на недвижимость. И даст возможность людям стремиться повышать рождаемость.
Авторы инициативы подчеркивают – родители должны понимать: чем больше детей в семье, тем выгоднее условия ипотеки. После первого ребенка нужно активнее принимать решение о втором, тогда ставка снизится.
Борьба с мошенниками всех мастей – еще одна актуальная тема, которой озабочен депутатский корпус. Меры приняты самого разного толка, они работают, но поиск новых правовых заслонов для аферистов продолжается.
Так, депутаты прорабатывают вопрос о максимальном числе карт, который должны урегулировать в 2026 году. Считается, что это покончит с проблемой дропперства. Сейчас количество карт на одного владельца и так сокращено – до 20. Можно это число еще спокойно сократить. Поскольку действительно карты зачастую использую в мошеннических схемах – считает Петр Щербаченко.
ЩЕРБАЧЕНКО: Что касается дропперства – это болезненная история, которая вовлекает молодежь. Инициатива достаточно важная. Мошенники так и действуют: открывают счета на подставных лиц, и либо используют чужие карты, и просят переводить эти деньги через сеть своих подставных агентов.
На самом деле борьба с дропперством – это не столько про число карт, сколько про правоприменение тех законов, что уже приняты. И число вовлечения людей в мошеннические схемы снизилось именно из-за того, что уголовная ответственность за участие в переводах и обналичивании украденных мошенниками средств заработала в июле 2025 года. Уже в сентябре число дропперских операций резко упало, – говорит Председатель Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Игорь Костиков.
КОСТИКОВ: Количество карт может быть достаточно большим, борьба с дропперством не только то, что Дума приняла поправки в уголовное законодательство, а в том, что правоохранители начали этим заниматься. У нас достаточно составов и статей в УК, которые это покрывают.
Депутаты также выступают за ужесточение регулирования микрофинансовых организаций. В следующем году для этого будут предпринимать целый ряд шагов. Постоянно закручивать гайки конечно можно, но зачем, если микрофинансовые организации можно вообще убрать с рынка, – недоумевает Игорь Костиков.
КОСТИКОВ: МФО нужно закрывать в принципе. Аналогичные продукты должны предлаагть банки, о чем собственно ЦБ уже неоднократно говорил, предлагая создавать аналогичные продукты для тех, кто не имеет надлежащей кредитной истории чтобы предоставлять займы до зарплаты. Поэтому не вижу места для МФО на рынке.
Но, как считают депутаты, полный отказ от микрофинансовых организаций – это высокий риск перехода россиян к нелегальным кредиторам, где ставки там могут быть в десятки раз выше. Хотя – напоминают в Госдуме – на черных кредиторов управа тоже есть. Налажена система интернет-контроля за ними: обнаруженные сайты и рекламные сообщения блокируются, возбуждаются уголовные дела.