Авторские материалы Российским интернет-торговцам пока не знакомы заокеанские уловки
Персоны
Цена интернет-заказа зависит от содержимого кошелька покупателя. Такой принцип ценообразования применяют во многих американских магазинах виртуальной торговли. Насколько честен такой подход и как формируют цены в российских интернет-магазинах, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Интернет-пространство все больше персонализируется. Если вы хоть раз запросили в Интернете слово "диета" или, например, "пластические операции", "билеты в театр", вас тут же забросают сообщениями и ссылками на эту тему. Принцип контекстной рекламы в США теперь освоили и онлайн-ритейлеры. Причем адаптировали не только ассортимент, интересующий потенциального покупателя в Интернете, но и цены. Стоимость товаров и услуг формируется исходя из того, в каком районе живет человек (его определяют по IP-адресу). Причем в расчет берется не только средний уровень достатка в этом районе, но и даже удаленность адресата от ближайшего магазина с подобной продукцией или даже конкурента. Разница в цене может быть существенной даже в пределах внутри одного города. Такими уловками пользуются в основном крупные американские торговые сети наподобие "Хоум депот", "Стаплес", "Розетта стоун". Это достаточно распространенная практика за рубежом, говорит ведущий научный сотрудник Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков Марина Кузьмичева, по платежеспособности клиента назначать стоимость.
"Сейчас всё найдут, и адрес найдут, и телефон найдут, и доходы найдут по оплате в Пенсионный фонд или налоговой базе".
Подобная практика в США абсолютно легальна. Главное, не делать различий по полу, расе, возрасту и вероисповеданию. Некоторые компании даже отмечают, что попросту дублируют ситуацию с обыкновенными продажами, когда цена одного продукта может различаться в магазинах одной сети. Но такое объяснение мало успокаивает американцев - 76% покупателей высказываются против такого разделения. Российским ритейлерам такие заокеанские уловки пока не знакомы. У нас налоговая база не отличается между регионами, и цены везде одинаковые. Единственное, что может различаться, это плата за доставку, говорит руководитель департамента цифровых продаж интернет-магазина OZON Михаил Осипов.
"Не важно, где человек находится: в престижном районе, не в престижном, далеко от Москвы, в Москве, человек видит одну и ту же цену, которая, возможно, лучше, чем он видит в магазине в том городе, где он живет. Единственное, где такой механизм используется, это при формировании цены на доставку".
Если же вы заметили, что вас обманывают, надо обязательно с этим разбираться, говорит председатель общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.
"Если вы стали жертвами подобных манипуляций, здесь надо идти в правоохранительные органы, если вы сможете обосновать, хоть как-то доказать факт, что ваши персональные данные были незаконно использованы. Потребителю надеяться на государство в этой ситуации не стоит, нужно надеяться только на самого себя".
Надо следить за ценами, узнавать, какие они у других ритейлеров, говорит Марина Кузьмичева. Принцип тот же, что и в обычных магазинах.
"Где цены дешевле, туда и надо идти, не меняя маршрут. Настоящую цену можно узнать у производителя, но не забывайте, что к цене будет добавлена логистическая составляющая, розничная составляющая... Все, что угодно".
Действительно, в интернет-магазинах стоимость покупок зачастую меньше. И интернет-торговцы играют на этом, добавляя наценку. Чтобы не обмануться, не спешите кликать мышкой и отправлять в корзину понравившуюся вещь. Не исключено, что у другого интернет-продавца (или даже в соседнем магазине) она будет значительно дешевле.