Картинка

Авторские материалы Борьба с алкоголизмом в России: мнения специалистов разделились

29 апреля 2013, 21:58

Персоны

Антиалкогольные кампании финансирует наркомафия. С таким неожиданным заявлением выступил руководитель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Он напомнил, что раньше был лозунг замены крепких спиртных напитков слабыми, отказ от водки и переход на пиво и вино. А сейчас мы снова начинаем загонять население в водку, а потом, запретив водку, загоняем в наркотики. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Борис Бейлин.

Михаил Шмаков раскритиковал как нынешнюю, так и прошлую так называемую горбачевскую антиалкогольную кампанию. Он считает, что в 80-е годы борьба с употреблением спиртных напитков привела к росту токсикомании и наркомании. Ошибочным считает профсоюзный лидер и отказ от водочной госмонополии. "Прибыль теперь получает не государство, а частные компании. А их задача - продать как можно больше, а значит, и отравить как можно больше". Напомню, что в последние годы государство проводит политику, направленную на ограничение потребления легких спиртных напитков, при этом одновременно постоянно растет цена и крепкого алкоголя. Все это, по мнению Шмакова, выгодно наркомафии, которой теперь проще увеличивать сбыт наркотиков.

Врачи же не разделяют подобные опасения. Главное - это антиалкогольная пропаганда, но и без мер административного характера не обойтись, говорит заведующий отделением медико-социальной помощи детям и подросткам Московского центра наркологии Сергей Полятыкин:

"В первую очередь нам нужна пропаганда здорового образа жизни. Для этого должны быть доступны спорт, досуг, не связанный с алкоголем, табаком и наркотиками. Для этого алкоголь и табак должны быть дороги и труднодоступны".

С другой стороны, пока удается решить только вторую задачу, то есть сделать алкоголь дорогим. Но без улучшения качества жизни это не приведет к желаемому результату, считает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз:

"Попытка снизить потребление, которая совершенно не подкреплена социально-экономическими преобразованиями - ростом доходов, ростом уровня и качества жизни. То есть у населения не появляется в связи с принимаемыми мерами желания выпить меньше или не выпить".

Более того, односторонние административные методы борьбы с алкоголем могут дать обратный эффект, говорит Вадим Дробиз:

"Одновременно растет нелегальное производство, суррогатное производство и потребление. Однозначно растет наркомания. Это неизбежно. Товарищи, вы хотите бороться со слабоалкогольными напитками? Хорошо, но тогда вы должны понимать всю цепочку постройки. Народ меньше пить не будет. Нет ни одной причины для снижения. А это значит, что молодежь начнет искать альтернативу".

Между тем данные статистики вроде бы свидетельствуют об эффективности антиалкогольных мер. Так, падение розничных продаж водки за первые два месяца этого года, по разным подсчетам, составило от 10 до 20 процентов - прежде всего, из-за роста минимальных цен. Сейчас легальная полулитровая бутылка водки стоит в магазинах не менее 170 рублей. Однако это - не повод для радости, отмечают эксперты. Покупательские акценты просто смещаются. Платежеспособный потребитель переходит с водки на коньяк и виски. Объемы импорта крепкого алкоголя растут, по некоторым оценкам, на 30 процентов в год. Потребитель же с низками доходами просто уходит в тень, предпочитая покупать нелегальную алкогольную продукцию.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация