Авторские материалы Умер известный драматург Славомир Мрожек
Из Франции пришла новость о кончине Славомира Мрожека, выдающегося польского прозаика и драматурга, который в последние годы жил в Ницце. О творчестве писателя, которого так сильно любили российские театры, вспоминает обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
20 лет назад не было более модного, яркого, отвязного иностранного драматурга из тех, кого отваживались ставить на российской постперестроечной сцене. Пьесы Славомира Мрожека были, с одной стороны, глотком долгожданной свободы - и политической, и эстетической: в них отразились все лучшие завоевания экзистенциальной философии и театра абсурда. С другой стороны, он был почти наш: поляк, близкий сосед, товарищ по соцлагерю. Но, конечно, необычный.
На пару с Вацлавом Гавелом (не политиком, а именно драматургом) Мрожек был лидером восточноевропейского театра, только ему на сцене везло больше, и заслуженно: как литератор он был парадоксальнее и самобытнее. Родился будущий писатель в 1930 году в семье почтальона под Краковом. С юности работал в газете: сначала курьером, потом фельетонистом и автором маленьких заметок, первые из которых появились в печати в начале 50-х. Первая книга вышла в 1953, в год смерти Сталина. Уже там проклюнулась та свобода и тот юмор, за которые Мрожека позже оценили и полюбили в СССР - стране, где он побывал совсем молодым, в поворотном 1956.
В конце десятилетия к нему пришла большая слава как к драматургу: окончательно оставив журналистику, писатель перебрался сначала в Варшаву, а 5 лет спустя, в 1963, в Западную Европу. Впрочем, живя и работая там, он еще полтора десятилетия не отказывался от польского языка и гражданства. В 1978 Мрожек официально стал французом - и умер он, успевший жить в США и Мексике, Германии и Италии, на французском Лазурном Берегу, в Ницце. Возможно, в частности, поэтому Эмигранты" - одна из самых популярных и пронзительных его пьес, психологический портрет на двоих, самокритичная карикатура, настолько лирическая и трогательная, что вызывала чаще слезы, чем смех. Постановка спектакля по этой драме в Кракове Анджеем Вайдой стала важнейшим событием своей эпохи.
В черных комедиях "Танго" и "Кароль" Мрожек показал свой удивительный дар анализа актуальной действительности через гротеск и деформацию, передав виртуальный привет Францу Кафке. А в Москве, к примеру, гремел сразу на нескольких площадках "Стриптиз" - страшнейшая аллегория, в которой двух невинных граждан раздевали догола и уничтожали невидимые силы. Уроки Мрожека актуальны сегодня, как никогда, хотя ставить его стали гораздо реже. Возможно, сейчас, после смерти прекрасного драматурга, о нем снова вспомнят. Самое время.