Картинка

Авторские материалы Минфин предпринял новую атаку на офшоры

24 сентября 2013, 20:42

Персоны

Министерство финансов намерено в рамках борьбы с оффшорами ввести дополнительный сбор в 30% с компаний, которые скрывают конечных получателей дивидендов и доходов от облигаций. Такая логика законопроекта может оказаться сомнительной и станет очередным барьером для инвесторов, а вовсе не наполнит бюджет, полагают эксперты в материале экономического обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Министерство финансов испытывает затруднения с формированием доходной части бюджета - так поясняет доктор экономических наук Никита Кричевский попытки обратить взор на далекую за границу, где могут быть российские деньги. Могут. И даже много. Но сделать с ними ничего нельзя.

"Имеющиеся договоры об избежании двойного налогообложения со многими государствами не предполагают раскрытия конечных бенефициаров компаний, зарегистрированных в этих юрисдикциях, более того, бенефициаров может быть не один-два или десяток, а тысячи, многие тысячи акционеров".

Даже если компании выполнят гипотетическое требование о списке получателей дохода от их деятельности, налогами последних обложить нельзя. Если только речь не идет о так называемых фирмах-пустышках, говорит партнер налоговой практики юридической фирмы Евгений Тимофеев, тогда международные соглашения не станут препятствием.

"Договор применяется к реальным отношениям, а не к формальным. Если даже есть компания на Кипре, даже признанная резидентом - не значит, что она есть - и тогда договор не применяется".

Но для этого Минфину не нужно пугать бизнес-сообщество дополнительными налогами или штрафами, не имеющими никакого отношения к налогам, продолжает Евгений Тимофеев, правовые механизмы для выявления таких пустышек уже имеются.

"Как раз ведется работа в плане договорного оформления участия российских налоговиков в проверках за границей совместно с налоговыми органами тех государств, есть возможность запрашивать документы - вычислить оболочку, это просто смотрится структура расходов, в большинстве случаев, это движение денег back-to-back, и вообще нормальных расходов на ведение деятельности нет".

Законопроект, сведения о котором опубликовало издание "Ведомости", вероятно, не имеет четких критериев, по которым будут выискиваться бенефициары, считает доктор экономических наук Никита Кричевский, и шансов на его принятие немного.

"Конечный бенефициар - физлицо, обладающее каким процентом уставного капитала? 5%, 10%, 50%, или все 100%? Очевидно, у Минфина здесь будут сложности с прохождением инициативы в Думе".

Понятие "инвестиционный климат" может вновь пострадать, да и на кампании по борьбе с уводом денег в оффшоры идея скажется не лучшим образом, резюмирует юрист Евгений Тимофеев - реальные санкции для владельцев компаний ввести невозможно. По его словам, у Минфина есть другой документ, который почему-то не получает хода - проект закона о контролируемых иностранных компаниях - который мог бы выполнить все декламируемые ведомством Антона Силуанова цели.

"Пример, если есть российский налоговый резидент - компания или гражданин, если он контролирует компанию, находящуюся в безналоговой юрисдикции, если прибыль компании не выплачена ему в качестве дивидендов, спустя некоторое время она признается его личным доходом, с которых нужно платить налог, и по всей цепочке".

Такое правило столкнуло бы реально принимающих решения лиц с личным финансовым риском, и это был бы сильный шаг вперед. Пока же, признают эксперты, Минфин сделал лишь имиджевый ход, намекая на персоны, из-за которых бюджет якобы не досчитывается десятков миллиардов рублей.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация