Авторские материалы Сенсаций может стать меньше
Персоны
В России вступили в действие поправки в Гражданский кодекс, защищающие частную жизнь. Вместе с ними появились и так называемые нематериальные блага - это жизнь и здоровье, достоинство, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и жилища. А еще - личная и семейная тайна, свобода передвижения, выбора места жительства и так далее. Теперь человек вправе обратиться в суд с требованием удалить из Интернета и других источников порочащую его информацию и получить за это материальную компенсацию. Закон защитит не только звезд шоу-бизнеса и политиков, но и рядовых граждан. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Алексей Чесноков.
Папарацци в России могут оказаться вне закона. Теперь за откровенные снимки звезд, семейные секреты политиков и подробности из интимной жизни спортсменов придется отвечать перед законом. Если, конечно, сами знаменитости не будут против. Как, например, в случае с Кейт Миддлтон, когда её фото топлес появилось на страницах французского журнала. Впрочем, без ответственности не останутся и те, кто грешит распространением в социальных сетях весьма деликатной информации о своих соседях, коллегах и родственниках. Так, недавно школьники из Волгодонска выложили в Интернете фотографии голой учительницы. Снимок они практически выкрали из ноутбука её мужа, который тоже работает преподавателем. В итоге молодая женщина и её семья были просто опозорены. И если раньше этот поступок мог остаться без ответа, то теперь всем придется понимать четко, где проходит та грань, за которой начинается частная жизнь человека, поясняет глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников:
"Если у нас частная переписка, частные телефонные переговоры, либо мы находимся в семье, дома, даже не у себя - это всё частная жизнь. Как только мы находимся вне этого - допустим, на каком-нибудь политическом или спортивном мероприятии, просто стоим в очереди в магазин - это уже наша публичная жизнь".
Новые поправки действительно заставили журналистов поволноваться. Как теперь вести расследования и доносить миру информацию о зажиточных чиновниках, скрывающих свои истинные доходы, и тех политиках, которые ведут аморальный образ жизни? В Госдуме заверили: есть вещи, которые общество вправе знать по определению. Поэтому сбор и распространение информации о частной жизни в государственных и общественных интересах не считается нарушением, отмечает Павел Крашенинников:
"Те, кто находит за границей недвижимость, которая не задекларирована у наших министров, я считаю, делают благое дело. А если кто-то гоняется за артистами, подсматривает и фотографирует - это уже нет. В первом случае это законно, во втором - незаконно".
Впрочем, отделить частное от общественного в спорных вопросах окончательно может только суд. И здесь, по мнению некоторых экспертов, не всегда возможен баланс, подчеркивает член совета по развитию общественного контроля при Государственной Думе Владимир Осечкин:
"Либо будет сформирована практика судебных решений, которая будет ограничивать деятельность блогеров и активистов, либо ситуация покажет, что эти нормы неэффективны. Люди просто будут размещать информацию на зарубежных серверах, и фактически ту информацию никто не сможет удалить из социальных сетей".
На заграничные серверы и порталы в первую очередь могут мигрировать так называемые блюстители нравственности и охотники за головами. Они известны тем, что провоцируют людей на различные аморальные поступки (например, секс за деньги), а потом выкладывают в Сеть всю переписку и фотографии. А также другие блогеры, ведущую откровенную разоблачительную деятельность, считает Владимир Осечкин:
"Очевидно, что блогеров и активистов в Интернете, которые будут размещать информацию на серверах в Соединенных штатах, Австралии, Японии и так далее, вряд ли коснутся судебные решения гражданских судов Российской Федерации".
Примечательно, что гражданин может потребовать опровержения лживой информации вплоть до уничтожения носителей и компенсации морального вреда. А при тиражировании ложных, но не порочащих сведений (например, сообщения о получении наследства) можно будет требовать только опровержения информации без каких-либо компенсаций. Впрочем, что касается знаменитостей, практика показывает, что иногда рассекреченные данные лучше проигнорировать, дабы не привлекать лишнего внимания.