Авторские материалы "Гравитация" ломает шаблоны
В широкий прокат выходит американская камерная драма "Гравитация" с Джорджем Клуни и Сандрой Буллок. Обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин считает его одним из самых удивительных фильмов года.
Все в "Гравитации" со стороны кажется обычным и даже, можно сказать, нормальным: дорогостоящий голливудский блокбастер на давно освоенную космическую тему, в главных ролях оскароносные суперзвезды - Джордж Клуни и Сандра Буллок. Но не обманывайтесь видимостью. На самом деле мексиканец Альфонсо Куарон неслучайно близко дружит со своим земляком, не меньшим нонконформистом Гильермо дель Торо: каждый его фильм, даже тот, что про Гарри Поттера, нарушает ожидания, ломает шаблоны и противоречит стереотипам. А "Гравитация" - больше всех остальных.
Во-первых, никакой это не блокбастер, а камерная драма, хотя и исключительно мощная; отчасти триллер, но, в отличие от подавляющего большинства голливудских картин на сходную тему, ничуть не фантастический - ни пришельцев, ни роботов. Ни, в общем, даже кораблей: человек и космос, больше ничего. Во-вторых, у Буллок и Клуни роли не главные, а единственные, и один из двух героев посреди действия исчезнет, так что перед нами монофильм на тему выживания. В-третьих, если копнуть хоть чуть-чуть глубже, выяснится, что по сути "Гравитация" - экзистенциальная философская картина о месте гомо сапиенс во вселенной, и ее пафос прямо противоположен привычному нам: не осваивать надо космос, а бежать оттуда, не невесомостью наслаждаться, а стремиться встать обеими ногами на Землю, чтобы ощутить наконец-то пресловутую гравитацию, силу тяжести.
Но не эти, безусловно, справедливые, глубокие и неординарные наблюдения превращают "Гравитацию" в настоящее произведение искусства, а тончайшая филигранная работа над звуком и изображением - именно ради нее и надо смотреть этот фильм только на большом экране, только в 3D и желательно, если технически такая возможность есть, еще и в IMAX. Оператор Эмманюэль Любецкий, многократный номинант "Оскара" и многолетний соратник Куарона, здесь превзошел даже такие свои шедевры, как "Сонная лощина" или "Древо жизни". Ощущение невесомости передается зрителю, привычная система координат растворяется в черном вакууме, и чувство слияния с персонажем на экране дает не самые приятные ощущения, но, безусловно, исключительно сильные. Ну а россиянам дискомфорт будет компенсирован отличной сценой в корабле "Союз", где над приборной доской обнаружится икона, а под сидением - бутылка водки. Приятного полета.