Авторские материалы Кто блистал в Московском театре эстрады. К 60-летию
Персоны
В июне 1954 года, 60 лет назад в Москве открылся Театр эстрады, сегодня - вот уже больше полувека - располагающийся в Доме на набережной. О театре, который связан с именами Геннадия Хазанова, который здесь выступает и сегодня, но также - Бориса Брунова, Марка Бернеса, Аллы Пугачевой, Леонида Утесова, Татьяны Дорониной, - рассказывает обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Московский театр эстрады открылся в июне 1954 года, то есть - ровно 60 лет назад, не сразу он въехал в бывший клуб Дома правительства, знаменитого "дома на набережной", первые годы он располагался на Маяковской, в бывшем ресторане "Альказар", где до них ютился Театр сатиры. По всей стране и, конечно, в Москве тогда среди лучших были артисты Москонцерта, под крылом которой выступали и Леонид Утесов, и Рина Зеленая, и многие-многие тогдашние звезды, а своего театра, площадки у них не было, и вот группа артистов мосэстрады, предводительствуемых знаменитым тогда конферансье Смирновым-Сокольским пробила открытие такого - своего, профильного, эстрадного театра.
Была такая профессия, увы, оставшаяся в пускай еще недалеком прошлом - конферансье. Появились они в самом начале 20 века, когда и случился в России расцвет эстрадного жанра, и звезды тогдашней эстрады успели, успели еще поблистать на сцене Театра эстрады - уже на Берсеневской набережной. Изабелла Юрьева, Алла Баянова. Кабаре - которые сгинули в революционной мясорубке, исчезли совсем, оставили тем не менее в наследство советской власти этих странных героев эстрады, которые выходили немного поговорить, пошутить - а на самом деле просто связывали между собой разные номера: кто-то пел, кто-то выступал с монологами, кто-то играл на саксофоне или на рояле - было принято, что композиторы сами представляют свои новые песни, а конферансье были своими и для сцены, и для публики, одним из самых знаменитых в 50-е- в 60-е годы был Борис Брунов, из семьи обрусевших итальянских цирковых артистов, он в начале 80-х стал художественным руководителем Театра эстрады, и в его годы театр по-прежнему был такой странной, странноприимной площадкой, которая, как странноприимные дома, готова была предоставить площадку и Пугачевой, и Татьяне Васильевне Дорониной, которая именно на сцене Театра эстрады играла свой моноспектакль по пьесе Радзинского "Приятная женщина с цветком и окнами на север", здесь же выступали Карцев и Ильченко с монологами и диалогами Жванецкого, Владимиров и Тонков - в ролях тогда фантастически популярных старых русских бабок - Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны, здесь для Хазанова ставили его новые программы Роман Виктюк, здесь, приезжая на гастроли в Москву, играл иногда - когда их пускали в центр, Ленинградский театр миниатюр Аркадия Райкина, делал первые шаги Ефим Шифрин, а из мастеров - Шуров и Рыкунин, Тарапунька и Штепсель, из наших эстрадных звезд здесь играли Миронова и Менакер, а также джазовый оркестр Леонида Утесова, пели Бернес, Ротару, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур и Жак Брель.
Театр, получивший в доме на набережной место под теннисным кортом, имеет немало неприятных ограничений, это не театральное здание по сути, а клуб, где никаких, к примеру, декораций не построишь, тем более - их негде хранить, но эстрада - как окрошка, позволяла здесь соединять таких разных артистов, в других случаях несоединимых, в других случаях это было бы ни на что непохожее и невозможное соседство, а тут - было возможно все, и сегодня, с некоторой даже печалью, проглядываешь старые программки или в старом фильме вдруг мелькнет афиша Театра эстрады, и с некоторой ностальгической грустью вспоминаешь не только Театр эстрады, но саму тогдашнюю эстраду, которой сегодня тоже уж нет.