Картинка

Авторские материалы Шаг в сторону "репарационного кредита" для Киева: каковы последствия

12 декабря 2025, 14:07

Персоны

Евросоюз одобрил механизм, позволяющий сохранить российские активы замороженными без регулярных голосований стран евросообщества. Решение было одобрено всеми послами стран ЕС. Теперь замораживание активов идет не через схему санкций, а привязано к основополагающей статье 122 европейского договора. Это – еще один шаг в сторону одобрения репарационного кредита Украине за счет замороженных средств России в Бельгии. Рассказывает наш европейский корреспондент Елена Балаева.

До сих пор российские госактивы в Евросоюзе блокировались на определенные промежутки времени в рамках режима санкций, а этот режим, в свою очередь, зависел от того, кто и как проголосует за него из всех 27 стран сообщества. И, вообще, как показывала практика, страны могли наложить свое вето, этим часто пользовалась, например, Венгрия.

Пару недель назад Урсула фон дер Ляйен заявила, что ее команда нашла способ, как прекратить этот процесс неуправляемого волеизъявления некоторых упрямых стран Европы. И вот результат – Еврокомиссия собрала послов всех стран Евросоюза, и те простым большинством голосов в обход Европарламента проголосовали за то, чтобы приравнять заморозку российских госактивов на территории Евросоюза к ситуации, которая попадала бы в разряд чрезвычайной экономической ситуации на территории Европы. И тогда она подпадает под статью 122 договора Евросоюза. Например, эту статью задействовали для борьбы с энергокризисом и с пандемией ковида. Таким образом, Европейский союз фактически передал Еврокомиссии чрезвычайные полномочия и согласился на бессрочную блокировку активов Центрального банка России, являющихся, по версии Урсулы фон Дер Ляйен и ее команды, ключевым элементом репарационного кредита Украине. Переговоры по этому вопросу до сих продолжаются в напряженном режиме в преддверии решающего саммита стран членов ЕС на следующей неделе, 18 и 19 декабря.

Новый механизм фактически лишает Венгрию и другие дружественные России правительства возможности блокировать продление санкций раз в полгода.

Новый механизм фактически не просто блокирует, а запрещает перевод активов на сумму 210 миллиардов евро обратно в Центральный банк России. Большая часть активов, 185 миллиардов евро, хранится в Euroclear, центральном депозитарии ценных бумаг в Брюсселе. Оставшиеся 25 миллиардов евро находятся в частных банках.

Согласно запрету, 210 миллиардов евро будут выделены после того, как действия России «объективно перестанут представлять существенные риски» для европейской экономики, а Москва выплатит Украине репарации «без экономических и финансовых последствий» для блока.

Как объясняют эксперты, таким образом ЕС закрепляет за собой активы, находящиеся под его юрисдикцией, на обозримое будущее, опасаясь, что Соединенные Штаты могут попытаться получить контроль над российскими средствами и использовать их в каком-либо будущем соглашении с Москвой.

Кроме того, Урсула фон дер Ляйен стремится успеть решить как можно больше юридических вопросов до 18 декабря, когда европейские лидеры съедутся на саммит, где они попытаются найти решение о том, как привлечь 90 миллиардов евро для удовлетворения бюджетных и военных потребностей Украины на 2026 и 2027 годы.

По словам дипломатов, знакомых с процессом, Бельгия внесла десятки страниц поправок в юридические тексты. Эти поправки, которые не являются публичными, усложняют и без того крайне сложный вопрос, жалуются дипломаты.

В среду премьер-министр Бельгии Барт де Вевер выразил сомнение в целесообразности статьи 122 и в том, что существование чрезвычайной экономической ситуации оправдывает ее применение. Бельгийский премьер заявил, что его страна до сих пор выступает с требованием соблюсти три важных критерия. А именно – полностью распределить финансовые риски между всеми государствами-членами, обеспечить ликвидность для Euroclear и полностью распределить бремя, то есть объединить активы на сумму 185 миллиардов евро, хранящиеся в Euroclear, и активы на сумму 25 миллиардов евро, хранящиеся в частных банках Франции, Германии, Швеции и Кипра, а также в Бельгии.

Бельгийский премьер заявил, что если эти три критерия не будут соблюдены, и ЕС все равно продолжит предоставление репарационного займа, Бельгия подаст иск в суд.

Дипломаты признают, что преодоление препятствий со стороны Бельгии и одобрение кредита квалифицированным большинством голосов будет политически нецелесообразным. Если бельгийские возражения окажутся неразрешимой проблемой на предстоящем саммите, блок попытается выпустить совместное долговое обязательство на сумму 90 миллиардов евро – это так называемый план Б, который, как пишет европейская пресса, наверняка сорвет уже Венгрия.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация