Авторские материалы Пьер Ришар. Ни на кого не похожий и ни с кем не сравнимый

16 августа 2014, 14:39

Персоны

Любимому всей Россией и Францией артисту-комику Пьеру Ришару исполняется 80 лет. О карьере и амплуа героя выдающихся фильмов "Высокий блондин в черном ботинке", "Укол зонтиком" и "Игрушка" - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефэ. Да, вы правильно догадались: простой парень, трогательный неумеха из знакомых каждому с детства старых французских комедий - из знатного и богатого рода. С семьей он, впрочем, порвал очень рано, радикально сократив имя и фамилию и бежав с родного севера Франции в Париж - учиться к культовому Шарлю Дюллену, а потом стажироваться к Жану Вилару, основателю Авиньонского фестиваля.

В театре, впрочем, юноше не везло - впору было подумать, что суровый дед, запрещавший внуку заниматься этой театрально-киношной ерундой, был во всем прав. Однако Ришар не отступал и не отчаивался: он только в фильмах такой нерешительный и стеснительный, но никак не в жизни. Он пел в мюзик-холлах и плясал в кабаре, пока молодого артиста не заметил Ив Робер, знаменитый комедиограф 1960-х, и не позвал на роль второго плана в "Счастливчика Александра". С этого началась карьера другого Ришара - уже счастливчика. Хотя никак не скажешь, что это счастье было сотворено чужими руками: начало 1970-х актер встретил двумя собственными режиссерскими картинами с собой же в главной роли - "Рассеянный" и "Несчастья Альфреда".

В 1972-м настал час подлинной славы: Робер, подумав еще немного, позвал Ришара на роль наивного скрипача Франсуа Перрена, который оказывается в центре шпионской криминальной интриги, в фильм "Высокий блондин в черном ботинке". Эту роль Ришар сыграл еще и в продолжении два года спустя. В каком-то смысле, он стал Франсуа Перреном - то женатым, то холостым, то скрипачом, то каким-нибудь безработным, но всегда таким же милым неудачником, которому неожиданно для всех вдруг начинает везти.

Дело в том, что встреча с Робером была судьбоносной по еще одной важной причине: сценаристом "Высоких блондинов" был замечательный драматург - в том числе театральный - Франсис Вебер, который вскоре взялся за режиссуру сам, а Ришар на долгие годы стал его талисманом. Артист предстал в качестве чудака Перрена в интерпретации Вебера в 1976-м в "Игрушке". Потом, уже в трилогии 1980-х, рядом с неизменным партнером Жераром Депардье: "Невезучие", "Папаши" и "Беглецы" - впрочем, его Франсуа за это время плавно перевоплотился из Перрена в Пиньона.

Одновременно с этим Ришара снимали, пользуясь его работоспособностью и пластичностью, другие ведущие комедиографы Франции: Клод Зиди в фильмах "Он начинает сердиться" и "Не упускай из вида", Жерар Ури в лентах "Побег" и "Укол зонтиком". Наверное, последней культовой комедией - как и все вышеупомянутые, имевшей колоссальный успех в советском прокате, - с участием Ришара стал в 1988-м фильм "Налево от лифта".

Стареющий актер попробовал уйти от прилипчивой маски. И потерялся: даже телеэкранизации таких великих книг, как "Без семьи" и "Робинзон Крузо" с его участием в главной роли не имели успеха. Наверное, последняя по-настоящему выдающаяся его роль - в колоритной трагикомедии Наны Джорджадзе "1001 рецепт влюбленного кулинара". А последняя работа, заставившая говорить о Ришаре во Франции, - "Париж, Париж" Кристофа Барратье.

Ришар остался атрибутом великой эпохи, когда лучшие комедии в мире делали французы. В этом качестве мы и салютуем ему, ни на кого не похожему и ни с кем не сравнимому, сегодня.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация