Авторские материалы Пьер Ришар. Ни на кого не похожий и ни с кем не сравнимый
Персоны
Любимому всей Россией и Францией артисту-комику Пьеру Ришару исполняется 80
лет. О карьере и амплуа героя выдающихся фильмов "Высокий блондин в черном
ботинке", "Укол зонтиком" и "Игрушка" - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.
Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефэ. Да, вы правильно догадались: простой
парень, трогательный неумеха из знакомых каждому с детства старых французских
комедий - из знатного и богатого рода. С семьей он, впрочем, порвал очень рано,
радикально сократив имя и фамилию и бежав с родного севера Франции в Париж -
учиться к культовому Шарлю Дюллену, а потом стажироваться к Жану Вилару,
основателю Авиньонского фестиваля.
В театре, впрочем, юноше не везло - впору было подумать, что суровый дед,
запрещавший внуку заниматься этой театрально-киношной ерундой, был во всем
прав. Однако Ришар не отступал и не отчаивался: он только в фильмах такой
нерешительный и стеснительный, но никак не в жизни. Он пел в мюзик-холлах и
плясал в кабаре, пока молодого артиста не заметил Ив Робер, знаменитый
комедиограф 1960-х, и не позвал на роль второго плана в "Счастливчика
Александра". С этого началась карьера другого Ришара - уже счастливчика.
Хотя никак не скажешь, что это счастье было сотворено чужими руками: начало
1970-х актер встретил двумя собственными режиссерскими картинами с собой же в
главной роли - "Рассеянный" и "Несчастья Альфреда".
В 1972-м настал час подлинной славы: Робер, подумав еще немного, позвал
Ришара на роль наивного скрипача Франсуа Перрена, который оказывается в центре
шпионской криминальной интриги, в фильм "Высокий блондин в черном ботинке".
Эту роль Ришар сыграл еще и в продолжении два года спустя. В каком-то смысле,
он стал Франсуа Перреном - то женатым, то холостым, то скрипачом, то
каким-нибудь безработным, но всегда таким же милым неудачником, которому
неожиданно для всех вдруг начинает везти.
Дело в том, что встреча с Робером была судьбоносной по еще одной важной
причине: сценаристом "Высоких блондинов" был замечательный драматург
- в том числе театральный - Франсис Вебер, который вскоре взялся за режиссуру
сам, а Ришар на долгие годы стал его талисманом. Артист предстал в качестве
чудака Перрена в интерпретации Вебера в 1976-м в "Игрушке". Потом,
уже в трилогии 1980-х, рядом с неизменным партнером Жераром Депардье: "Невезучие",
"Папаши" и "Беглецы" - впрочем, его Франсуа за это время
плавно перевоплотился из Перрена в Пиньона.
Одновременно с этим Ришара снимали, пользуясь его работоспособностью и
пластичностью, другие ведущие комедиографы Франции: Клод Зиди в фильмах "Он
начинает сердиться" и "Не упускай из вида", Жерар Ури в лентах "Побег"
и "Укол зонтиком". Наверное, последней культовой комедией - как и все
вышеупомянутые, имевшей колоссальный успех в советском прокате, - с участием
Ришара стал в 1988-м фильм "Налево от лифта".
Стареющий актер попробовал уйти от прилипчивой маски. И потерялся: даже
телеэкранизации таких великих книг, как "Без семьи" и "Робинзон
Крузо" с его участием в главной роли не имели успеха. Наверное, последняя
по-настоящему выдающаяся его роль - в колоритной трагикомедии Наны Джорджадзе "1001
рецепт влюбленного кулинара". А последняя работа, заставившая говорить о
Ришаре во Франции, - "Париж, Париж" Кристофа Барратье.
Ришар остался атрибутом великой эпохи, когда лучшие комедии в мире делали
французы. В этом качестве мы и салютуем ему, ни на кого не похожему и ни с кем
не сравнимому, сегодня.