Авторские материалы Балет – это еще и плавание. Что показала трансляция репетиций
Персоны
Во Всемирный день балета в театрах из Австралии, Англии, Канады, Америки прошла прямая трансляция повседневной жизни лучших балетных трупп мира. К марафону присоединился и главный театр России - Большой. С чего начинается утро прим и премьеров? К чему призывает танцовщиков на своих репетициях великий Юрий Григорович? О чем спорят режиссер-постановщик Кирилл Серебренников и худрук балета театра - Сергей Филин? Корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова посетила главный театр страны в он-лайн режиме.
Глоток свежего кофе - и вверх под крышу, в зал имени Галины Улановой на первую репетицию-разминку. Данный распорядок - един для всех: от кордебалета - до мастеров с мировым именем. Сегодняшним утром в театре руководит прославленный хореограф Борис Акимов.
У станка приседают в глубоком плие как начинающие танцовщики, так и звезды: Мария Александрова, Владислав Лантратов, Семен Чудин, Денис Родькин, Катя Крысанова. Великолепная Светлана Захарова - в свободных спортивных брюках, с волосами, собранными в хвост, без тени косметики - работает особенно усердно. После небольшого перерыва ей предстоит важная репетиция - Юрий Григорович восстанавливает свои "Легенды о Любви". Спектакль-долгожитель, который в 1961 году вышел на сцене Мариинского (тогда еще Кировского театра), а затем многократно был сыгран - в Большом.
Ведущие партии балета в разные годы танцевали Майя Плисецкая, Марис Лиепа. А также - Людмила Семеняка, которая сегодня работает на постановке в качестве хореографа.
После короткого перерыва Светлана Захарова вместе с партнером Денисом Родькиным уже переоделись и готовы к работе. Идет репетиция важной лирической сцены - процессом руководит сам Григорович. Мастер требователен и порой даже резок. Он кропотливо оттачивает каждое движение спектакля. В какой-то момент 80- летний балетмейстер устремляется на паркет и лично показывает танцовщикам, чего он хочет от них добиться. Его главная цель - чтобы артисты не просто попадали в такт музыки, но максимально точно передавали психологическое состояние героев.
Наблюдать рабочие моменты балета - значит понять, какой тяжелый труд за ним стоит.
Как призналась за несколько минут до старта трансляции Светлана Захарова: проект затевался именно для этого:
- Зрители привыкли уже видеть отработанное: когда артисты в красивых костюмах, когда все готово: свет, грим, декорации. А сейчас будет показана черновая работа, то, что всегда скрыто. Я лично стараюсь на сцене всю работу спрятать. Чтобы оставался только танец. Поэтому сейчас будет интересная ситуация, когда публика сможет увидеть, как все это происходит, как мы к этому готовимся.
Трансляция позволяет всем наблюдать процесс рождения очередного спектакля. На новой сцене режиссер-постановщик Кирилл Серебрянников, хореограф Юрий Посогов затеяли творческий спор с худруком балета Большого театра Сергеем Филиным на тему "Героя нашего времени". Серебрянников настаивает, что для воплощения его идей необходимо создать на сцене иллюзию моря. И для этого нужна настоящая жидкость. Ему вторит Посогов - без воды эпизод, в котором юная контрабандистка старается утопить Печорина - нельзя показать реалистично. Идет обсуждение вариантов декораций. Сергей Филин призывает коллег не увлекаться экспериментами. В результате - общий знаменатель все-таки найден. На сцену договариваются водрузить специальный аквариум. Где ведущим солистам труппы предстоит проплывать свои партии.
Пока одни сочиняют балет на воде, другие - парят в воздухе. На исторической сцене театра идет работа над спектаклем Йохана Кобборга "Сильфида". В этом году сюда вводится солистка - Анна Тихомирова. Ее задача не из простых - сделать невесомую, эфемерную Сильфиду более приземленной. Но артистка, которая мечтала об этой роли несколько лет, трудностей не боится.
Единственная проблема для всех обитателей Большого театра - время. Точнее, его нехватка. Только закончилась репетиция "Сильфиды", Анне Тихомировой и ее партнеру уже пора бежать на основную сцену - там ставится спектакль "Укрощение строптивой" Жана Кристофа Мойе.
Трудовой день в Большом длится прямо до вечернего спектакля. И сегодня каждые полчаса к просмотру трансляции этого таинства подключаются не менее ста человек.