Картинка

Авторские материалы Гамлет – в джинсах, Галилео – с пистолетом. О лучших работах Юрия Любимова

5 октября 2014, 23:01

Персоны

Режиссер с рабочим стажем более 80-ти лет. Не идущий на компромиссы и не поддающийся цензуре Юрий Любимов стал легендой при жизни, создав неповторимый театр. Он поставил более сотни спектаклей, сотрудничать с ним считали честью лучшие площадки мира. В свои 97 Любимов продолжал творить, удивлять публику и критиков. Знаковые работы реформатора российского театра вспомнила корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.

Полувековая история Таганки, а точнее - "Любимовской Таганки" началась в 1964 году со спектакля "Добрый человек из Сезуана". Дипломную работу студентов театрального училища имени Щукина, поставленную артистом театра имени Вахтангова, отказался принимать ректор Борис Захава, сочтя ее антисоветской. Зато с восторгом приняли зрители. Музыкальная притча о добре и зле по пьесе почти не ставившегося в те годы Брехта, стала сенсацией. И до сих пор эта постановка остается символом театра.

Уже через год после громкого успеха "Доброго человека из Сезуана" Любимов представил на суд зрителей спектакль "Десять дней, которые потрясли мир". Действие, построенное на эффекте участия, начиналось еще перед театральным подъездом. В конце зрителям предлагалось опустить билеты в урны для голосования - красные или черные, в зависимости от того, понравился ли им спектакль. Сам Любимов называл постановку "Набор аттракционов" - в ней смешались драма, цирк, буффонада, театр теней. Несмотря на непривычность и революционность этого сценического хаоса, артисты поверили чутью режиссера и аншлаги доказали, что он не ошибся.

Любовь к экспериментам Любимов продемонстрировал и в следующей своей постановке, вновь обратившись к драматургии Бертольда Брехта. Спектакль "Жизнь Галилея", где главную роль исполнил Владимир Высоцкий, отличался необычной сценографией. Входя в зал, зрители оказывались словно под открытым небом - над потолком сияли звезды Большой Медведицы - а вместо телескопа в руках у Галилея был световой пистолет, яркий луч которого ослеплял сидящих в партере, символизируя, как больно режет умы консерваторов открытие ученого.

Творческий союз Любимова с Высоцким подарил зрителям и другой легендарный спектакль - "Гамлет". Постановка 71го года буквально взорвала театральную Москву. Зрители валили валом. Высоцкий в джинсах, свитере и без грима, по мнению Любимова, был лучшим принцем, которого только можно было придумать. Спектакль показали 317 раз, последний - за семь дней до смерти главного героя, которому Любимов посвятил другую знаковую постановку - "Владимир Высоцкий".

Особое место в творчестве Любимова занимала отечественная классика. Его "Мастер и Маргарита", "Преступление и наказание", "Борис Годунов" стали вехами в истории российского театра. Уже покинув Таганку, Любимов продолжал работать с произведениями любимых писателей. Не случайно очередным спектаклем, который поставил режиссер, стали "Бесы" в театре Вахтангова. Критики утверждали, что эта постановка начнет новый этап в творчестве Любимова. Его следующей работой стала опера "Князь Игорь" в Большом театре, по достоинству оцененная критикой и публикой. Последней постановкой великого мастера стала опера-буфф "Школа жен" на сцене театра "Новая опера".

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация