Авторские материалы Уменьшение продаж новых автомобилей как повод для размышления
Персоны
Утилизация сдерживает падение. Государственная программа компенсаций автовладельцам - то есть скидки на покупку новой машины, при сдаче старой - увеличила продажи у нескольких производителей в сентябре. При этом, как сообщил портал Autonews.ru, ссылаясь на источники в Ассоциации европейского бизнеса в России, снижение сбыта в автомобильной отрасли достигло 26% на конец августа - в годовом сравнении. Удастся ли за счет правительственных мер исправить негативную динамику продаж - комментарии экспертов в материале обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Уменьшение продаж новых автомобилей - повод, прежде всего, для размышлений самих производителей. Зам. главного редактора издания "За рулем" Вячеслав Субботин называет главную, по его мнению, причину охлаждения покупательского интереса:
"Цена чрезмерно завышена, и это нам показывает пример США, где цена одного и того же автомобиля может быть меньше на 60, а то и 70%... Как вы думаете, почему? Потому что здесь все очень хотят заработать. Думают, что рынок такой безумный, что тут - нефть, нефтедоллары и россияне готовы платить любые деньги за новый автомобиль. Тем более что сменяемость поколений здесь гораздо выше, чем в других странах, даже моторизованных. На это был расчет".
На ценовой рост наложилось еще и насыщение платежеспособного спроса, говорит доктор экономических наук Никита Кричевский:
"Последние годы российский авторынок развивался быстрыми темпами - к настоящему моменту большинство тех, кто хотел приобрести новые автомобили, покупки совершили. При этом те, у кого не хватало денег для покупки новых автомобилей, довольствовались относительно свежими машинами, которые реализовывались пересевшими на новые авто российского производства".
К тому, продолжает Никита Кричевский, многих потенциальных покупателей отпугивает так называемая "стоимость владения" машиной:
"Это высокие процентные ставки по автокредитам, а также по сопутствующим финансовым продуктам, таким, как страхование и техническое обслуживание".
В итоге отрасль получила провал продаж в августе - год к году на 26%. Эти цифры Ассоциации европейского бизнеса в России стали известны перед публикацией ее регулярной статистики. Программа утилизации, экстренно принятая правительством России в начале сентября, фактически отыграла ценовой рост - скидка в 40 или 50 тысяч рублей на новую машину показывает, сколько людей смогли бы их купить, если бы аппетиты производителей были умеренными. В итоге продажи за сентябрь стали лучшими за последние месяцы. Благодаря и широким инструментам ее проведения, говорит Вячеслав Субботин:
"Тут и трейд-ин - пожалуйста, и время владения автомобилем - другое, более широкое... схемы разные... Можно покупать более дорогие автомобили - а не только ограниченные 750 тысячами рублей, как было раньше. Но денег выделили гораздо меньше, чем было в 2008-м году - всего 10 миллиардов рублей. Для того, чтобы запустить такой огромный организм - маловато".
Относительно скромный бюджет программы вызывает вопросы и у отраслевого аналитика компании "ВТБ-Капитал" Владимира Беспалова:
"Все зависит от того, какие будут продаваться автомобили и как быстро. Возможно, до конца года - судя по темпам, которые сейчас набрала программа - этих денег может и не хватить. И здесь - все зависит от правительства, либо будут выделяться дополнительные средства, если правительство найдет эти деньги. Либо - программа прекратится немного раньше".
Роста продаж новых машин по отношению к прошлому году, в 2014-м ожидать не приходится. Сегодня очевидно лишь, что темпы падения замедлились, констатирует Владимир Беспалов:
По моему прогнозу, по итогам года падение рынка будет процентов на 12. То есть, то, что мы видели по 8 месяцам - то и будет по завершении. Но те двузначные темпы падения, которые были в июле-августе, должны сократиться.
Эксперты ожидают, что правительство до конца года выделит дополнительные средства на программу утилизации. Автопроизводство - одна из тех отраслей, рост продаж в которой вызывает положительный мультипликативный эффект для всей экономики страны.
Позже Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России заявил о том, что информация, распространенная порталом Autonews.ru, не является верной и официальной.