Авторские материалы Донна Тарт: имя, которого вы не знаете, но теперь придется узнать
В России вышла одна из самых ожидаемых книг даже не года, а десятилетия - бестселлер американской писательница Донны Тартт "Щегол". Увесистый роман уже успел прочитать культурный обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Донна Тартт - имя, которого вы, возможно, не знаете, но теперь вам придется срочно его выучить, тем более что это совсем не сложно. Она, вероятно, главная из современных писателей Америки, что признают и критики-интеллектуалы, и Стивен Кинг, и, скажем, жюри Пулитцеровской премии, наградившее ее последний роман "Щегол" год назад. Причем пятидесятилетняя Тартт - автор всего лишь трех, хоть и весьма объемных, романов, она пишет по книге раз в 10 лет. Ее дебютная "Тайная история", опубликованная с подачи старшего товарища, Брета Истона Эллиса, рассказывала о группе студентов-классиков в вымышленном вермонтском колледже: пятеро из них на первых же страницах убивали шестого, а потом еще 500 страниц читателю предстояло разбираться почему. Роман стал бестселлером и был переведен на десятки языков.
10 лет спустя появился "Маленький друг" - совсем другая история, где двенадцатилетняя девочка с Миссисипи расследовала таинственное убийство ее старшего брата, случившееся в ее раннем детстве, и решала сама наказать преступника, запустив в его дом ядовитую змею. Исследование смерти и ее последствий, а еще того, что смерти неподвластно - любви и искусства, - вот то, на чем строятся все три, такие непохожие, но такие близкие книги Тартт.
Третья, самая успешная и, вероятно, лучшая из них - только что изданный у нас "Щегол". Его герой Тео - 13-летний нью-йоркский школьник - по пути в школу вместе с мамой, которую вызвал завуч, попадает под дождь и заскакивает в музей Метрополитен на выставку старых голландских мастеров. Раздается страшнейший взрыв, в теракте гибнет мать, и Тео остается сиротой - а еще обладателем не сравнимого ни с чем шедевра, картины "Щегол" ученика Рембрандта и учителя Вермеера, рано погибшего в таком же вот взрыве Карела Фабрициуса.
С этого начинается книга, от которой вы оторветесь, только перелистнув последнюю страницу. Диккенсовский, хоть и совершенно современный, роман воспитания - и, вместе с тем, триллер о подпольной торговле искусством и антиквариатом; пронзительная история потери и одиночества - но также и самой необычной дружбы из тех, что вам встречались в мировой литературе. Или, по меньшей мере, в литературе XXI века, в которую имя Тартт вписано уже наверняка, несмотря на ее замкнутость, нежелание участвовать в общественной жизни и давать интервью, а также медленные темпы работы.
Эта умная и тонкая книга, не идущая на компромиссы и не делающая скидок, возвышающая читателя, а не льстящая ему - по сути, со времен "Имени розы" или "Невыносимой легкости бытия" книг такого уровня было крайне мало; разве что соотечественники Тартт - Джонатан Литтелл и Джонатан Франзен.
Почему большой роман в европейском смысле слова так редко нынче встречается собственно в Европе и процветает в Штатах - сказать трудно, но это непреложный факт: и со страниц, а не только с обложки "Щегла", откуда выглядывает написанная в XVII веке Фабрициусом птица, на вас повеет духом подлинного искусства. В том числе и российского: лучшего друга Тео зовут Борис, он наполовину русский и наполовину украинец, и благодаря ему роман полон аллюзий на Достоевского, а одна из глав так и называется - "Идиот". Впрочем, вам будет так интересно читать "Щегла", что об этом всем вы задумаетесь, только когда закончите книгу.