Картинка

Авторские материалы Жизнь после свалки: как автохлам вернулся на дороги

15 декабря 2014, 21:49

Персоны

Автохлам из программы утилизации возвращается на дороги. По данным ассоциации "Руслом.ком", около половины утилизированного автотранспорта вернулось на вторичный рынок, либо отправлено на гаражную разборку для последующей продажи изношенных узлов и агрегатов. Напомним, на правительственную программу поддержки автобизнеса и обновления автопарка страны в нынешнем году выделено около 13 миллиардов рублей. По данным Минпромторга, за сентябрь-ноябрь в утиль по этой программе сдано 70 тысяч машин. Но только 40 процентов из них дошло до профессиональных переработчиков лома. Получается, что немалую часть выделенных денег недобросовестные утилизаторы и автодилеры просто разворовывают. Их преступные схему изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Сданные в утилизацию автомобили не доходят до пунктов разделки. По крайне мере до тех, где дело поставлено на профессиональную основу, с соответствующими высокими технологиями и заботой об окружающей среде. Надеясь на массовую переработку, ассоциация даже создала единую базу данных, где ведется статистика по всем разделанным машинам. Так вот, в базу данных внесено только 40 процентов от утилизированных семидесяти тысяч. 60 процентов испарилось в неизвестном направлении, констатирует руководитель департамента аналитики ассоциации "Руслом.ком" Михаил Родионов.

"То, что у них нормально утилизировано, я думаю, что это процентов 20, не больше. Остальное, наверное, поделено между тем, что выкинуты куда-то пластики, слито непонятно куда, в канализацию, масло, и всё остальное. И, наверное, какая-то часть действительно попала на вторичный рынок либо целиком, либо в виде запчастей".

Для недобросовестных утилизаторов и дилеров - двойная выгода. Во-первых, это пятидесятитысячная скидка от производителя на новый автомобиль, если старый сдается по программе утилизации. А, во-вторых, и тут уже начинается криминал, прибыль от перепродажи на вторичном рынке, говорит Михаил Родионов.

"Под Москвой, скажем, легальные ломопереработчики жаловались, что стоит чуть на приемке замешкаться, как подъезжает машина с номерами близлежащих областей - Брянской, Орловской, - вступают в некие переговоры с владельцем этого авто, и уезжают. Я допускаю, что есть компании, которые формально обладают лицензиями на переработку лома, и выдают такую же справку об утилизации".

В ГИБДД, между тем, уверены, что легализовать утилизационный автомобиль практически невозможно. Так как он в обязательном порядке снимается с учета. Есть, конечно, вариант - перебивка номера. Но определяется такое легко и влечет за собой серьезные неприятности с законом. Еще способ, и тоже опасный, - войти в преступный сговор с дорожной полицией, полагает автоюрист Сергей Радько.

"Если мошенники нашли некие каналы в ГИБДД для восстановления машины, то без подделки документов не обойдется, потому что, как минимум, нужно получить доверенность от бывшего собственника, утилизировавшего её, для того, чтобы представлять его интересы в ГИБДД при восстановлении этого учета. А если он не давал, получается, она поддельная. Здесь сотрудник ГИБДД очень сильно подставляется, принимая такие документы, не проверяя их".

Овчинка выделки не стоит, ведь речь идет об автохалме, которому цена - три рубля в базарный день. Учитывая это, ни в Минпромторге, ни в ГИБДД наличие серьезной проблемы не признают. Да, какая-то часть утилизированных автомобилей до переработчиков лома не доходит, но процент этот небольшой. Естественные, так сказать, потери на усушку, утруску. А в снятии деталей со списанных машин и во все ничего криминального нет, считает замглавного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин.

"То, что некоторые детали со свалок идут к автомобилистам, это нормальная практика, вполне себе европейская. Если ты хочешь отвернуть себе какую-то деталь, фару или тягу, то иди и отворачивай, плати минимальные деньги. Я делал так во Франции, Голландии и даже в Америке. А могут делать и те, кто владеет этой свалкой. Разобрали и предлагают тебе. Кому помешала, скажем, дверь? Если она не гнилая, подкрашенная, можно её купить".

На самом деле легализация автохлама для России явление не новое. Аналогичные проблемы возникали и в прошлую утилизационную компанию - в 2009-20011 годах. Впрочем, по её итогам было отмечено, что проблемы эти не массовые, а саму программу утилизации признали успешной.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация