Картинка

Авторские материалы Минобрнауки предлагает воспитывать фермеров со школьной скамьи

18 мая 2015, 17:35

Персоны

Воспитывать будущих фермеров и агрономов предлагают уже со школьной скамьи. В российское Министерство образования и науки поступило предложение ввести с 1 сентября уроки земледелия в общеобразовательных учреждениях. Будет ли практическая польза от такой инициативы и как ее можно реализовать, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Виктория Шеина.

То, что корова дает молоко, а буханки хлеба не растут на деревьях, российским школьникам, конечно, известно. Но вот как выращивают пшеницу и сколько труда для этого нужно приложить, знают немногие. Более того, им это нисколько не интересно. Так откуда же возьмется новое поколение агрономов, фермеров и животноводов, если на пике популярности - профессии менеджера и юриста? Настало время обучать молодежь земледелию, причем со школьной скамьи, посчитал глава партии "Коммунисты России" Максим Сурайкин и направил обращение к министру образования: пусть с 1 сентября в школах появится новая дисциплина.

"Остро стоит вопрос импортозамещения в продовольственной сфере, мы богаты территориями и можем себя обеспечивать и экспортировать продукцию АПК. Но если мы не будем заботиться о тех, кто там будет работать, то произвести импортозамещение не удастся. Поэтому мы предлагаем вводить уроки, чтобы дети сызмальства привыкали к земле".

Обучать земледелию предлагают с 5 класса. Не всем, конечно, будет интересно, но ведь и литературу с математикой любит не каждый ученик. Для других, напротив, это может оказаться стартом карьеры. А если еще у родителей есть дачный участок, и они там что-то выращивают, то практическое применение знаниям найдется буквально сразу. Намерения благие, и сама идея очень заманчивая, считает Гавриил Поляковский, председатель комитета образования Щелковского муниципального района Подмосковья. Но вот нужно ли ломать учебный план?

"У нас есть прекрасный курс в школе в рамках программы - курс биологии, который предполагает наличие школьных опытных участков, где детки обучаются выращивать растения и за ними ухаживать. И в очень многих школах такие участки присутствуют. Все это уже есть. А вводить новую дисциплину - это огромные деньги, дополнительная нагрузка на бюджет".

Для многих городских школ это может стать проблемой, потому что собственная территория крошечная. Но авторы идеи уверены, что решение возможно: земледелие в мегаполисах можно проводить в парках или садах. А в небольших населенных пунктах расстояние от центра до окраины занимает 15-20 минут на транспорте, и уроки логично проводить за пределами города. Потому что учебником, одной теорией, не обойтись. Если вводить дисциплину, то делать ее максимально прикладной, уверен Алексей Скопин, главный специалист Международного института развития. И обязательно с учетом региональных особенностей.

"Нужно не столько земледелие преподавать, сколько сельское хозяйство. Потому что в отдельных регионах у нас вместо земледелия был бы смысл преподавать животноводство. Поэтому название "земледелие" было бы не совсем точным. В районах Крайнего Севера или тайги ни о каком земледелии не может быть и речи".

Альтернативой земледелию может быть и рыболовство, добавляет эксперт. То есть, нужно еще подумать, как все-таки назвать эту дисциплину. Но в первую очередь подумать о самом подходе к предмету. Существовавшая еще в 90-е летняя "отработка на школьном участке большинством воспринималась как неприятная повинность: ученики вяло ковырялись в земле, и в лучшем случае на таких огородах вырастали петрушка и морковь. Поэтому Павел Карпов, директор школы 2101, против обязательного предмета "земледелие".

"Это все превратится в фарс, в то, что дети еще более негативно будут относиться к работе на земле. А если это новая возможность, открытие совместных производств, разрешение вести приусадебное хозяйство, то это отличная возможность. То есть, не нужно это делать обязаловкой".

С другой стороны, как оценить качество преподавания и полученных знаний, если не вводить предмет и не проводить контрольных работ? Кстати, в регионах о подобных вещах уже говорили. Например, на Ямале еще 2 года назад предлагали обучать оленеводству в 7-8 классах средней школы. По той же самой причине: не хватает специалистов, и отрасль под угрозой.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация