Авторские материалы Локальная валюта: угроза экономике или рецепт по ее оживлению?
Персоны
На этой неделе в Егорьевске Московской области пройдет суд над фермером Михаилом Шляпниковым, который выпустил собственные деньги - колионы. Местная прокуратура обвиняет Шляпникова в покушении на экономическую безопасность России и подрыв конституционного строя. Суд на первом заседании принял к сведению заключения специалистов по денежному обращению, которые уверяют, что Шляпникова наказывать не надо. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов - подробнее.
"Билет казны деревни Колионово колион" - по сути, бартерная расписка. Он привязан не к рублю, а к продукту. Например, весной за 60 колионов можно купить новогоднюю елку или рождественского гуся, а перед Новым годом предъявить колионы Шляпникову и забрать украшение новогоднего праздника. Эмиссия казны - 20 тысяч колионов. По местному курсу это миллион настоящих рублей. Все колионы обеспечены собственностью подмосковного фермера.
Идея Михаила Шляпникова не нова. Местные валюты ходят в городах Германии, Англии. Жители получают часть зарплаты суррогатными деньгами, которые могут потратить только в своём городе. В Бразилии подобные финансовые системы местных производственных кооперативов поддерживает Центробанк. Благодаря этому уже создано более 300 локальных валютных режимов.
В России успешным стал эксперимент башкирского фермера Артура Нургалиева из села Шаймуратова. Внедрение собственной внутренней валюты, а точнее, талонов на товары - шаймуратиков - позволило не только выжить самому предприятию, но и оживило деревенскую экономику: товарооборот вырос сразу в 12 раз. Прокуратура Башкирии попыталась отменить хождение суррогатных денег, но Верховный суд республики разрешил жителям Шаймуратова платить в сельских магазинах шаймуратиками.
Колионы постепенно потеряют экономическую привязку к подмосковной деревне и вскоре могут стать еще одной валютой, шутят эксперты. Бартерные расписки Шляпникова торгуются на электронной бирже биткоинов, видимо, как объекты коллекционирования. Стоимость колиона на бирже уже в восемь раз больше номинала.