Авторские материалы "Золотой маске" нужны реформы
Персоны
"Маска" объявила номинантов. Национальная театральная премия выбрала в этом году 72 спектакля из 19 городов. Со списком ознакомился культурный обозреватель "Вестей FM" Григорий Заславский.
Количество или качество - что важнее в театре? Этот вопрос первым приходит на ум, когда на официальном сайте фестиваля "Золотая маска" видишь восклицательные знаки после предъявления количественных показателей: 19 городов, 72 спектакля, 212 частных номинаций. Это - результат работы двух экспертных советов, отбиравших спектакли драматического, кукольного и музыкального театров.
В номинации "Лучшая работа режиссера в драматическом театре" - 24 номинанта, правда, Юрий Бутусов состязается не только со всеми другими, но и с самим собой - как режиссер сразу двух выдвинутых в этом сезоне спектаклей: один он поставил в Театре Ленсовета, которым руководит в Петербурге, другой - "Бег" - в московском Вахтанговском театре.
Как всегда, или, выражусь корректнее, как не в первый уж раз, некоторые сомнения вызывает номинация "Эксперимент", в которой в этом году выдвинут среди других проект "Прикасаемые", созданный в сотрудничестве Театром наций и Фондом поддержки слепоглухих. Появление таких социальных проектов только приветствуется, но можно ли сказать, что каждый год такие проекты продолжают оставаться экспериментальными? И вообще, в какой мере социальные проекты следует оценивать наравне с профессиональными театральными работами? Во всяком случае почти все мною виденные подобные работы всегда неминуемо воспринимались в контексте благих намерений авторов и исполнителей, а это все-таки не то, что следует рассматривать в спорте высших достижений, то есть, прошу прощения, в рамках национальной и профессиональной премии. Ведь организаторы неизменно подчеркивают - и правильно делают, что подчеркивают, - что "Золотая маска" - это премия, которую профессионалы награждают профессионалов.
Но самые большие и естественные вопросы вызывает деление спектаклей на большую и малую форму, довольно причудливое. Скажем, спектакль Минусинского театра "Колыбельная для Софьи" проходит по разряду большеформатных, а "Самоубийца" Сергея Женовача - это почему-то малая форма. Хотя - по меркам Студии театрального искусства - играют его в большом зале. Там, правда, всего 234 места, но и в Минусинске - немногим больше, 309.
Наверное, так удобно, ведь и без "Самоубийцы" Женовача за большую форму сражаться будут 15 спектаклей со всей России. То есть обнародованный список номинантов, на мой взгляд, как раз и убеждает в том, что премии "Золотая маска" очень нужны реформы. Она очень нужна и поэтому должна обязательно сохраниться, но реформы, тем не менее, нужны.