Авторские материалы Китайские онлайн-ретейлеры борются за российский рынок
Персоны
Крупный азиатский холдинг создает еще один онлайн-магазин - специально для отечественного потребителя. Там будет представлено до 20 тысяч наименований, в том числе товары мировых брендов. Заявленные цены еще ниже, чем у существующих китайских ретейлеров - их продадут по заводскому прейскуранту. Покупатель будет доплачивать только за доставку. Стоит ли верить в китайскую щедрость, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Прежде чем прийти в Россию, новую модель бизнеса опробуют в Киргизии. Солидная китайская корпорация Yema, не очень известная широкой публике, соберет на своей интернет-площадке десятки тысяч производителей и будет продавать их товары за свой счет. Торговая маржа, то есть розничная наценка, будет отсутствовать - плату возьмут лишь за доставку. Что примечательно, офис компании находится на самой западной части Китая, в непосредственной близости от Киргизии, Казахстана и Республики Алтай. Так что совершенно очевидно, что под прицелом у этого проекта - рынок СНГ, и в первую очередь - покупатели из России. В общей сложности за отечественного потребителя будет бороться уже как минимум 3 большие китайские корпорации, отмечает сооснователь Wikimart Максим Фалдин:
"В России не тесно. Меньше 5% торговли находится в Интернете. Китайцы сравнивают со своими показателями, видят это и активно идут на этот рынок. Наш рынок для них большой, никого здесь нет, мало где есть такое. Взять Индию - там засилье американских компаний. В России этого нет, для китайцев горит зеленый свет. Они только друг с другом конкурируют. И это не новость, что китайские игроки выходят на российский рынок. Это уже стало повседневностью".
Российские онлайн-магазины не скрывают - они боятся китайцев. Конкурировать с ними по цене практически невозможно. Они продают те же самые товары, произведенные на азиатских фабриках (одежду, обувь, технику), но без таможенных надбавок. Поэтому у покупателя выбор всегда был простым: либо брать дешевое и сомнительного качества, либо проверенное и дороже. Средний чек в китайских магазинах - а это всего 500 рублей - показывает, что россияне не рискуют закупаться там по-крупному. Но с приходом новых игроков выбор может усложниться. Китайские ретейлеры теперь замахнулись на средний ценовой сегмент и ведущие мировые бренды. Можно представить, что речь, например, пойдет о бытовой технике известных марок, собираемых в Китае. И все это будет выложено в Интернет по номинальной стоимости. Конечно, долго такие скидки не продержатся, но в целом доверять им можно, считает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Глеб Шуклин:
"Любая компания, которая хочет выйти на новый рынок, к таким уловкам прибегает. Для тех российских покупателей, которые воспользуются этим предложением, это будет выгодно. И сама компания в экономическом плане останется в выигрыше".
Отличие нового онлайн-магазина от двух уже хорошо известных в том, что у него есть свой собственный логистический бизнес. По всей видимости, новичок попытается заткнуть за пояс конкурентов по части качества доставки, поскольку это традиционно - самое слабое место у китайских ретейлеров. В большинстве случаев товары из Китая идут почтой и могут находиться в пути не один месяц. Также сообщается, что у нового проекта в совладельцах находится китайское правительство, поэтому организаторы рассчитывают на поддержку и российских властей тоже. Но вот здесь у экспертов есть большие сомнения. Сейчас российские власти, наоборот, стараются ограничить поток дешевых товаров из Китая, например, предлагается ввести сбор за посылки дороже 22 евро. Это должно защитить российских интернет-продавцов и отечественных производителей от демпинга со стороны китайских сетевиков, рассуждает Глеб Шуклин:
"У китайцев есть большой запас прочности и потенциала, чтобы выходить на российский рынок. Хотя этот поезд потихоньку уже уходит, и двери, возможно, закроются в течение ближайшего полугода-года".
Судя по статистике, российский бизнес медленно, но верно сдает позиции Китаю. На долю отечественных магазинов пока приходится 2/3 онлайн-продаж, у китайцев - примерно четверть. С каждым годом россияне теряют на своем рынке по 4-5%. При этом общий объем продаж в Интернете очень быстро растет - в этом году он прибавил больше трети. Значительную часть этого прироста заняли китайские и другие зарубежные продавцы.