Авторские материалы Наука на службе у московской полиции
Персоны
Дактилоскопия ступней человека, определение ДНК по выдоху, а также электронные микроскопы в помощь обманутым дольщикам. Более трехсот преступлений раскрыто за год в столице при помощи специалистов Экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД по Москве. Корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов - с подробностями.
Люди в белых халатах с медицинскими масками на лице что-то колдуют над поношенного вида штанами. Все это происходит в герметизированных боксах. Куда нас не пускают. Смотрим из-за стекла. И вообще, всё здесь стерильно, поэтому желательно даже сильно не дышать. А то нарушим чистоту эксперимента, говорит криминалист Алена Грешнева.
"Мы устанавливаем наличие биологических следов на брюках. Ну, если мы обнаруживаем пятно или наслоение похожее на кровь, то далее отправляем на исследование ДНК. - "А почему нас туда не пускают?" - "Можете оставить какие то свои следы. Например, если вы чихнете, или что-то такое сделаете, оброните волоск, то потом мы вас сможем найти случайно где-то в базе данных".
Нашли биологический след, выделили ДНК и дальше её заботливо выращивают, удваивают, удесятеряют, чтобы потом спокойно и, не экономя на обрезках, тщательно проанализировать. Сравнить найденный материал, например, с ДНК предполагаемого преступника. Причем для её поиска сгодится абсолютно любая, так сказать, часть человека, рассказывает начальник отдела биологических экспертиз Игорь Белевцов.
"Обычно это кровь, костные останки, объектом могут быть волосы и некоторые контактные следы, пот. Человек сам по определению источник биологического материала. Всё, что может быть от него отделено, всё может быть в той или иной мере исследовано".
Преступник в любом случае оставляет улики. И даже работа в перчатках и затирание за собой следов, скорее всего, не помогут, предупреждает начальник отдела дактилоскопических экспертиз Татьяна Пономарева.
"Есть перчатки, у которых определенный узор, рисунок, и он опять же остается на поверхности, и впоследствии, изъяв такой след, можно попробовать идентифицировать. Если человек что-то стер за собой, нет этого папиллярного узора, в любом случае, частицы потожирового вещества остаются и их изымают, и исследование ДНК уже идет в лаборатории".
В московской дактилоскопической базе данных более полумиллиона образцов отпечатков пальцев. В общероссийской, конечно, больше. Туда отправляют, если в своей картотеке похожих не нашли. Разглядывание папиллярных узоров на пальцах, - безусловно, главный, но не единственный метод дактилоскопии. Человеческая ступня тоже, оказывается, уникальна, а следы от неё - прекрасный материал для анализа.
"Бывает при квартирной краже. Не знаю, почему вдруг человек оказался босым. Бывает при краже в дачных домах в летний период. Тоже через окно. Вот была одна ситуация в области, на подоконнике были обнаружены следы босых ног, и, в общем, в дальнейшем подозреваемое лицо идентифицировали".
Вторая традиционная специализация криминалистов - экспертиза оружия. Для начала нас провели, как мне показалось, в музей стрелкового конфиската. Сотни экспонатов - от микропистолетов, легко умещающихся в ладонь, до армейского 82-х миллиметрового миномета. Да, артиллерия, оказывается, тоже была в арсенале "братвы" 90-х. А еще бандиты очень любили замаскированное оружие. Такое, как ружье-трость и пистолет, он же рукоятка коробки передач от "Мерседеса", рассказывает начальник отдела исследования оружия Иван Чубарев.
"Она используется непосредственно, для переключения скоростей в коробке передач, а также для производства выстрелов". - "Т.е. ее надо предварительно вынуть?" - "Вынуть, безусловно, и после этого, вот видите, часть, которая вставляется в саму коробку, - она же является дульным срезом у самого ствола. А патроны помещаются в верхнюю часть вот этой рукоятки и перезаряжаются путем проворачивания этой ручки".
Так вот, всё это многообразие огнестрелов, оказывается, не музей древностей, а действующая натурная коллекция. Её используют баллистики в своих экспертизах, определяя, кто, как, когда и из чего стрелял. Обычно сравнивают изъятые с места преступления пули с пулегильзотекой. Каждый ствол, так же, как и человеческая ладонь, уникален. И даже если сделаны в одной партии, то всё равно они по сути разные, что и учитывает база данных, пояснил эксперт Евгений Киселевич.
"Пуля, когда проходит через ствол, соприкасается со стенками канала ствола. А ствол оставляет свои следы. Металл один, а молекулярная структура у него немного разная, и он уже оставит совсем другой след". - "А если искусственно ствол прочистить?" - "Если даже искусственно ствол там прочистить, нарезы убрать, или поцарапать, всё равно данная царапина будет индивидуальна. Если человек выстрелил, всё равно какие-то микротрассы останутся присущи данному стволу".
Ну и, наконец, третья традиционная специализация криминалистов - экспертиза денег и документов. В том числе при помощи новейших микроскопов. В основном, анализируют почерк, который как не подделывай, а опытный эксперт поймет, что это липа, предупреждает начальник отдела исследования документов Мария Соловьева.
"Почерк изменить можно, но мы все равно по определенному комплексу признаков это выявим. Индивидуальные особенности письменного двигательного навыка человеку неподвластны. Это уже сформированный годами стереотип движения. Частные признаки, там размещение определенных элементов подчерка или подписи, это от головы идет. Это неподвластно".
Основной массив дел у почерковедов - мошенничества в области недвижимости. Подделывают завещания, договоры долевого строительства и купли продажи. Жертвами обычно становятся пенсионеры, инвалиды и просто слишком доверчивые граждане. В прошлом году эта почерковедческая лаборатория провела более трехсот экспертиз. И, значит, примерно столько же москвичей сумели защитить своё жилье от мошенников.