Авторские материалы "Слушая Бетховена": ода к радости Гарри Бардина
Персоны
Сегодня в Москве и в пятницу в Петербурге состоятся показы нового мультфильма классика отечественной анимации Гарри Бардина "Слушая Бетховена", который весной участвовал в программе Каннского кинофестиваля и был горячо принят публикой. Вместе с ним зрители смогут увидеть и другие знаменитые работы мастера. Кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин рекомендует не пропустить эту ретроспективу.
Ни для кого не секрет - если в нашей стране и есть, чем гордиться по части культурного достояния, то анимацией в первую очередь. Причем и давным-давно, когда "Союзмультфильм" был целой империей и создавал шедевры ежегодно, и сейчас, когда мультфильм Константина Бронзита номинируется на "Оскара", а "Машу и медведя" смотрит и нахваливает вся Европа.
Гарри Бардин - имя из тех, которые были проверенным брендом при СССР, но остаются актуальными и сегодня. Гарри Яковлевич стал всесоюзной звездой еще на излете 70-х, когда вышел его великий мульт-мюзикл "Летучий корабль" - там, кстати, он сам озвучивал партию царя. Не менее популярной оказалась изысканная оперная пародия "Пиф-паф, ой-ой-ой". В предперестроечных 80-х Бардин обрел свой индивидуальный, ни на кого не похожий стиль: использовал разные новаторские техники, не гнушался ярких, в том числе политических метафор и черного юмора. Тогда появились "Конфликт" и "Тяп-ляп, маляры", "Брэк" и "Банкет", "Брак" и проволочные "Выкрутасы", которые в 1987 году отправились на Каннский фестиваль и привезли оттуда короткометражную "Золотую пальмовую ветвь".
Но и в наши дни, уже после СССР, Бардин продолжает удивлять. Его пластилиновые версии культовых сказок "Серый волк энд Красная Шапочка" и "Кот в сапогах" в 90-х, джазовая сюрреалистическая трилогия "Чуча" на рубеже 90-х и нулевых, а потом парадоксальный полный метр "Гадкий утенок" по сказке Андерсена и музыке Чайковского не позволяли зрителю забыть об имени и стиле Бардина.
Его новый мультфильм "Слушая Бетховена" вновь напоминает о стиле 80-х - о расцвете уникального режиссера. Здесь нет слов, только визуальные образы, яркие и наглядные: серый страшный антиутопический город будущего, населенный репрессивными машинами, и зеленые насаждения, которые вопреки всему пробиваются сквозь плитку и асфальт к солнцу, сколько их ни топчи, ни выкорчевывай, ни уничтожай. А еще есть музыка Бетховена, как и обещано в заголовке: трагическое похоронное "Адажио" из Седьмой симфонии и экстатический финал Девятой, "Ода к радости".
Этот фильм - и правда, маленькая, но отчетливая ода к радости, светлая и энергичная надежда на лучшее, которая оправдана в мире кукольного мультфильма. Эту десятиминутную вещь Бардин сделал оригинальным образом: не прибегая к помощи государства, он собрал деньги - и немалые - через краудфаундинг, то есть создание фильма оплатили сами зрители. А результат оказался впечатляющим: в минувшем мае "Слушая Бетховена" показали в Каннах. Теперь же и в Москве, и в Петербурге в присутствии автора, который покажет и лучшие из своих ранних работ. Не упустите.