Утро Россиянам нужна "быстрая эволюция"
Персоны
Большинство россиян не хочет резких перемен, быстрых, кардинальных реформ в экономической и политической жизни страны. Такой вывод следует из данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, который был проведён 17-18 декабря 2011 г. В исследовании приняли участие 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 регионах России.
Утверждение о том, что страна нуждается в существенных переменах, одобрили 39% опрошенных. А вот 53% респондентов полагают, что России необходима стабильность и реформы эволюционного характера. В 2004 году также 39% респондентов ответили положительно на вопрос о желательности "быстрых и кардинальных перемен". А вот в 2005 году произошел скачок – тогда количество опрошенных, поддержавших такой вариант ответа, составило 44%. В 2008 году опять произошел спад - но уже до 30%.
Нужны ли вам кардинальные реформы? И что вы вкладываете в это понятие?
Эти вопросы Наталья Шорох обсудила с экспертом - Валерием Фёдоровым, гендиректором Всероссийского центра изучения общественного мнения. А также - со слушателями Радио "Вести ФМ".
Шорох: Нужны ли нам кардинальные реформы и вам конкретно? И что вы вкладываете в это понятие?
Сергей нам дозвонился. Доброе утро!
Сергей: Я сразу скажу, что нужны решительные, немедленные, кардинальные реформы.
Шорох: Всё-таки немедленные. А немедленные – это значит, только революционно это можно сделать?
Сергей: Можно их назвать революционными. Понимаете, у нас остались считанные месяцы. Корпоративный долг страны – триллион долларов. У вас Михаил Леонтьев очень хорошо говорит на эту тему, я не буду повторять.
На самом деле, несмотря на то, что кажется, будто мы – тихая заводь, мы сейчас находимся в одном из самых худших состояний. Буквально, как в Первую мировую войну, Ленин писал, что Россия – слабое звено в цепи империализма.
Шорох: А что менять надо сейчас?
Сергей: Сейчас немедленно надо менять конкурентную среду в экономике, создавать её.
Шорох: Смотрите, мы вот во Всемирную торговую организацию вступаем. Сразу, конечно, не пойдёт это всё, но, тем не менее, это прямой путь к конкуренции – здравой и нормальной, международной.
Сергей: Если бы мы это десять лет сделали, вступили, это бы сейчас уже работало.
Шорох: Мы очень хотели, но нам не давали просто.
Сергей: Вы так думаете? Я немного по-другому. Проблема в том, что у нас сейчас нет совершенно конкуренции в большой экономике. На уровне розничной торговли, пива, ресторанов достаточно конкуренции. И то, насыщенность товаров, в сравнении с Европой или Америкой, у нас в разы ниже.
Но самое главное, что у нас нет конкуренции в этой большой экономике, там, где "Газпром", электрические монополии всевозможные, заводы машиностроительные. Там сплошные офшорные холдинги с собственниками офшорными, даже не известными, которые две – три олигархические группы всё это держат. У них никакой конкуренции, они между собой договорились, разделили эти рынки.
Шорох: Это понятно. Ситуация ясна. В общем, менять нужно, прежде всего, это, правильно? Конкуренцию создавать в высших монополиях?
Полностью слушайте в аудиоверсии.