Интервью "Сталинград" шагает в бездну отечественного проката
Персоны
Смогут ли зрители "Сталинграда" среди спецэффектов
рассмотреть человеческую историю? Какие шансы у ленты на получение "Оскара"?
Об этом культурный обозреватель Антон
Долин беседовал с продюсером картины Александром
Роднянским в эфире радио "Вести ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня гость нашей студии - продюсер
Александр Роднянский. Здравствуйте.
Роднянский: Здравствуйте.
Долин: И у нас огромное количество разных
поводов для встречи, на самом деле уже накопившихся. Но есть все-таки главный и
первый - это фильм "Сталинград". Поздравляю с премьерой!
Роднянский: Спасибо большое.
Долин: До какой степени она отвечала
ожиданиям? Потому что действительно, если и есть долгожданные фильмы, то уж
этот точно один из самых-самых.
Роднянский: Она была громкой, как,
собственно говоря, и ожидалось. В этом смысле она полностью соответствовала.
Все остальное у нас, мне кажется, на этот раз никаких ожиданий не было, мы для
себя полностью, я бы сказал так, даже не договариваясь, закрыли всяческие разговоры
о премьере, о выходе в прокат, о возможном или невозможном успехе, о прогнозах
и прочих всех приятных и не очень контекстов, в которых обитают
кинематографисты, заканчивающие после несколькогодичного труда очередной фильм.
Долин: В общем, вы, зажмурившись, как-то
шагаете в бездну, в бездну отечественного проката.
Роднянский: Совершенно верно, да,
ринулись, нырнули.
Долин: Я, смотря фильм, думал о многих
каких-то аналогиях - и киношных, и внекиношных. Мне пришло в голову, что еще и
этот год, 2013, он для нашего кино тоже какой-то Сталинград, для отечественного
кинематографа я имею в виду. Что мы долгие годы считали, что у нас появилось
коммерческое кино, потом вдруг выяснилось, что на самом деле оно не появилось,
это была иллюзия, и зрители ходят все меньше и в это не верят и так далее. И
государство стало поговаривать, что надо или вообще прикрыть денежный поток,
или кому-то передоверить. Потом появились слова о том, что если и давать
деньги, то только на идеологически правильные фильмы. Все в очередной раз
схватились за голову. Впрочем, сколько всего ни было, не перечислить. И вдруг я
вижу, что подряд практически, в течение одного года вышел фильм
"Метро", вышла "Легенда № 17", и вот выходит
"Сталинград". Впереди еще комедия "Горько", в которую я очень
верю. Абсолютных разных жанров и из разных областей фильмы, которые
прицеливаются на широкую аудиторию и действительно хороши каждый в своем жанре.
Что такое у нас происходит? Это действительно какая-то точка невозврата, когда
уже необходимо сделать хорошо, потому что если сделаешь плохо, то конец?
Роднянский:
Мне кажется, многому научились, просто многому научились, и все вышеназванные
картины сделали хорошо известные кинематографисты, очень опытные продюсеры, для
которых, в общем, последние 10 лет прошли в достаточно непростых, а подчас и
мучительных поисках той финансовой, организационной и творческой модели, в
рамках которой можно создавать разножанровые, ориентированные на широкую
аудиторию фильмы. Нельзя забывать о том, что последние 20 лет кинематограф
российский скорее находился в руинах. Что продюсерами скорее всего становились
люди, которые ну в таком как бы структурном смысле являлись скорее посредниками
между государственными источниками финансирования и авторами. Что единственным
ареалом обитания российского кинематографа очень долгие годы были международные
кинофестивали и очень ограниченный прокат фильмов, который практически никогда
не принимался в расчет с точки зрения их окупаемости. Что телевидение долгие
годы было единственным, ну что ли, сторонним важным игроком, у которого не было
тоже своего системно отработанного отношения к кино.
За
последние годы, может быть, во многом благодаря успехам 2003-2005 годов, когда
вдруг несколько прорвавшихся фильмов все-таки обозначили возможность
конкуренции с большим американским кинематографом, который в силу мощи
индустрии, работая с другими совершенно бюджетами, имея возможность
рекрутировать самых талантливых людей своего времени со всего мира, имея
возможность технологически, задрав планку просто в деньгах... Для того чтобы
сделать современный аттракционный фильм, нужно потратить ну минимум несколько
десятков миллионов долларов, и вернуть их можно, только прокатывая фильм по
всему миру, а не в рамках одной территории. То есть, естественно, американский
кинематограф в коммерческом сегменте, в зрительском сегменте всегда
доминировал. В общем, продюсеры на сегодняшний день очень опытные,
разнообразные, набившие себе шишки, нашли возможность бороться за качество
собственных жанровых фильмов, каждый в своем, так сказать, достаточно
ограниченном сегменте, делая это по-честному, делая, абсолютно инвестируя в это
все ресурсы, время, усилия, деньги и главное - какие-то возможные, так сказать,
как говорят по-английски, таланты (в нашем случае одаренных людей, наверное,
перевести), для того чтобы сделать просто один тот или другой фильм за много
меньшие деньги, чем аналогичные американские бы фильмы стоили, как в случае со
"Сталинградом" или в случае с "Легендой 17".
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью