Интервью "Сталинград" шагает в бездну отечественного проката

5 октября 2013, 22:21

Персоны

Смогут ли зрители "Сталинграда" среди спецэффектов рассмотреть человеческую историю? Какие шансы у ленты на получение "Оскара"? Об этом культурный обозреватель Антон Долин беседовал с продюсером картины Александром Роднянским в эфире радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня гость нашей студии - продюсер Александр Роднянский. Здравствуйте.

Роднянский: Здравствуйте.

Долин: И у нас огромное количество разных поводов для встречи, на самом деле уже накопившихся. Но есть все-таки главный и первый - это фильм "Сталинград". Поздравляю с премьерой!

Роднянский: Спасибо большое.

Долин: До какой степени она отвечала ожиданиям? Потому что действительно, если и есть долгожданные фильмы, то уж этот точно один из самых-самых.

Роднянский: Она была громкой, как, собственно говоря, и ожидалось. В этом смысле она полностью соответствовала. Все остальное у нас, мне кажется, на этот раз никаких ожиданий не было, мы для себя полностью, я бы сказал так, даже не договариваясь, закрыли всяческие разговоры о премьере, о выходе в прокат, о возможном или невозможном успехе, о прогнозах и прочих всех приятных и не очень контекстов, в которых обитают кинематографисты, заканчивающие после несколькогодичного труда очередной фильм.

Долин: В общем, вы, зажмурившись, как-то шагаете в бездну, в бездну отечественного проката.

Роднянский: Совершенно верно, да, ринулись, нырнули.

Долин: Я, смотря фильм, думал о многих каких-то аналогиях - и киношных, и внекиношных. Мне пришло в голову, что еще и этот год, 2013, он для нашего кино тоже какой-то Сталинград, для отечественного кинематографа я имею в виду. Что мы долгие годы считали, что у нас появилось коммерческое кино, потом вдруг выяснилось, что на самом деле оно не появилось, это была иллюзия, и зрители ходят все меньше и в это не верят и так далее. И государство стало поговаривать, что надо или вообще прикрыть денежный поток, или кому-то передоверить. Потом появились слова о том, что если и давать деньги, то только на идеологически правильные фильмы. Все в очередной раз схватились за голову. Впрочем, сколько всего ни было, не перечислить. И вдруг я вижу, что подряд практически, в течение одного года вышел фильм "Метро", вышла "Легенда  № 17", и вот выходит "Сталинград". Впереди еще комедия "Горько", в которую я очень верю. Абсолютных разных жанров и из разных областей фильмы, которые прицеливаются на широкую аудиторию и действительно хороши каждый в своем жанре. Что такое у нас происходит? Это действительно какая-то точка невозврата, когда уже необходимо сделать хорошо, потому что если сделаешь плохо, то конец?

Роднянский: Мне кажется, многому научились, просто многому научились, и все вышеназванные картины сделали хорошо известные кинематографисты, очень опытные продюсеры, для которых, в общем, последние 10 лет прошли в достаточно непростых, а подчас и мучительных поисках той финансовой, организационной и творческой модели, в рамках которой можно создавать разножанровые, ориентированные на широкую аудиторию фильмы. Нельзя забывать о том, что  последние 20 лет кинематограф российский скорее находился в руинах. Что продюсерами скорее всего становились люди, которые ну в таком как бы структурном смысле являлись скорее посредниками между государственными источниками финансирования и авторами. Что единственным ареалом обитания российского кинематографа очень долгие годы были международные кинофестивали и очень ограниченный прокат фильмов, который практически никогда не принимался в расчет с точки зрения их окупаемости. Что телевидение долгие годы было единственным, ну что ли, сторонним важным игроком, у которого не было тоже своего системно отработанного отношения к кино.

За последние годы, может быть, во многом благодаря успехам 2003-2005 годов, когда вдруг несколько прорвавшихся фильмов все-таки обозначили возможность конкуренции с большим американским кинематографом, который в силу мощи индустрии, работая с другими совершенно бюджетами, имея возможность рекрутировать самых талантливых людей своего времени со всего мира, имея возможность технологически, задрав планку просто в деньгах... Для того чтобы сделать современный аттракционный фильм, нужно потратить ну минимум несколько десятков миллионов долларов, и вернуть их можно, только прокатывая фильм по всему миру, а не в рамках одной территории. То есть, естественно, американский кинематограф в коммерческом сегменте, в зрительском сегменте всегда доминировал. В общем, продюсеры на сегодняшний день очень опытные, разнообразные, набившие себе шишки, нашли возможность бороться за качество собственных жанровых фильмов, каждый в своем, так сказать, достаточно ограниченном сегменте, делая это по-честному, делая, абсолютно инвестируя в это все ресурсы, время, усилия, деньги и главное - какие-то возможные, так сказать, как говорят по-английски, таланты (в нашем случае одаренных людей, наверное, перевести), для того чтобы сделать просто один тот или другой фильм за много меньшие деньги, чем аналогичные американские бы фильмы стоили, как в случае со "Сталинградом" или в случае с "Легендой 17".

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация