Картинка

Интервью "Реставрация – это наука и искусство"

8 декабря 2024, 23:15

Персоны

Как специалисты-реставраторы спасают уникальные живописные полотна известных художников, Григорий Заславский беседует с Дмитрием Сергеевым.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день.

В Москве проходит выставка, которая посвящена труду реставраторов. Организатор – Институт Грабаря (у которого длинное и серьезное название, но все его знают как институт Грабаря). И я рад приветствовать в этой студии генерального директора института Дмитрия Леонидовича Сергеева. Здравствуйте.

СЕРГЕЕВ: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие друзья, приветствую вас.

ЗАСЛАВСКИЙ: Выставка называется "Опыт реставрации". И это что – это такой ежегодный отчет или за какой-то более долгий период? И можно ли вам делать выставки с ежегодными отчетами? Что из этого получилось бы?

СЕРГЕЕВ: Я думаю, что это можно назвать ежегодным отчетом. Но смысл той выставки, которую мы сейчас упоминаем…

ЗАСЛАВСКИЙ: Она до 10 декабря, если кто-то еще хочет попасть.

СЕРГЕЕВ: Да, коллеги, напоминаю, приходите, очень хорошие отзывы об этой выставке. Я думаю, что мы сможем дать вам интересные эмоции и знания по поводу того, что там представлено. Эту выставку мы затеивали не как череду тех, которые мы обычно организуем для того, чтобы можно было открыть диалог на тему, что такое реставрация, для чего она служит; почему она называется научной, какие принципы и основы и какие этические нормы она под собой прячет; как это накладывается на вопросы, связанные со знанием химии, физики, истории. Это очень комплексная вещь. Но главным образом нам хотелось бы вот этот наладить диалог с обществом для того, чтобы труд реставратора был более понятен и, возможно, кого-то бы заинтересовал как будущая профессия. Но именно эта выставка, она у нас отчетная с большой буквы, поскольку она посвящена 105-летию образования отдела реставрации масляной живописи. Это один из тех первых отделов, с которых вообще начиналась история отечественной научной реставрации и создание нашей институции. И мы постарались собрать вещи, которые могли бы наилучшим образом проиллюстрировать различные реставрационные задачи на примере работ, которые реставрировались в Центре Грабаря на протяжении времени – где-то с начала 60-х годов по настоящее время.

ЗАСЛАВСКИЙ: То есть музеи вам передавали свои работы, которые когда-то реставрировались в вашем центре.

СЕРГЕЕВ: Да, мы очень благодарны нашим коллегам-музейщикам, поскольку больше 20 музеев откликнулись на наше предложение поучаствовать в этой выставке. И у нас представлено 55, там еще есть некоторые работы, которые представляют практически не только иллюстративный реставрационный методологический материал, но они сами по себе хороши. Там практически есть всё: и западная живопись, и русская, и авангард, там потрясающая коллекция. Мы очень благодарны музеям, которые одни из лучших работ, которые проходили через руки реставраторов Центра Грабаря, передали нам на это время.

ЗАСЛАВСКИЙ: А вот интересно, когда работа находится на реставрации, вы можете ее выставлять без согласования с музеем? Она в этот момент кому принадлежит? Ну, то есть понятно, что музею. Но, например, если вы бы выставили какую-то работу, которая еще находится в стенах института, она, условно говоря, с согласия там какого-нибудь курского, ногинского, саратовского музея? Или в этот момент вы можете ее сами выставлять у себя в неограниченном количестве? Может быть, такой формальный, дурацкий вопрос, но вдруг стало интересно.

СЕРГЕЕВ: Нет-нет, знаете, это очень глубокий вопрос. Дело в том, что вообще есть некое понятие такого музейного сообщества, иногда даже употребляют понятие "музейное братство". Я, когда входил в тему музейной жизни, был еще достаточно молодым человеком, и старшее поколение учило примерно так: что если ты оказался в другом, не знакомом для тебя городе и потерял кошелек, паспорт – иди в музей любой. Тебя чаем напоят, пирожками накормят, дадут переночевать, идти для того, чтобы решить твою проблему. И, в общем-то, этот такой дух, он немножко романтичный, это утрирование, но оно показывает особое взаимодействие тех людей, которые выбрали профессию, связанную с хранением, изучением и популяризацией культурного наследия движимого, музейные коллекции.

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация