Интервью "Как пришел в ГИТИС студентом, так почти 70 лет и не уходил". Об А.Бартошевиче
Персоны
Памяти выдающегося шекспироведа и театрального критика Алексея Бартошевича. Гости: Борис Любимов, театровед, и Карина Вартанова, театральный критик.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И в этот раз мы не могли, естественно, не поговорить об ушедшем из жизни выдающемся театроведе, шекспироведе Алексее Вадимовича Бартошевича – профессора, который 60 с лишним лет проработал в ГИТИСе, преподавал, вел самые разные курсы.
Я приветствую в студии профессора, президента Театрального института имени Щепкина, заведующего кафедрой истории театра России ГИТИСа Бориса Николаевича Любимова. Здравствуйте, Борис Николаевич.
ЛЮБИМОВ: Здравствуйте, Григорий Анатольевич.
ЗАСЛАВСКИЙ: И доцента ГИТИСа кафедры истории зарубежного театра Карину Арамовну Вартанову. Здравствуйте.
ВАРТАНОВА: Здравствуйте..
ЗАСЛАВСКИЙ: Конечно же, когда мы говорим про Алексея Вадимовича, то вот эта вот дата – то, что он пришел в ГИТИС преподавать, еще будучи аспирантом, в 64-м году, и получается, 61 год преподавал в ГИТИСе, это, конечно, в голове не укладывается. Я помню, как Мария Владимировна Миронова рассказывала везде как репризу, как анекдот, как она пришла в собес, и рассказывала про то, какой у нее стаж. И ей в ответ говорили: нам достаточно 40-ка. Она говорила: трам-пам-пам-пам-пам, куда же я дену еще там 20 с чем-то. И вот это сложно уложить в голове, особенно имея в виду сегодняшних молодых людей, которые приходят, и у них есть какое-то представление о том, что на одном месте нельзя проработать там больше трех лет. Первое же какое-то замечание у них вызывает желание, то есть не желание, а они сразу же пишут заявление об уходе и идут дальше работать. И вот эта вот во многом советская, а, может быть, и российская положительная, характеризующая человека черта – там сколько-то лет на одном месте, это кажется совершенно ушедшем в историю. Поскольку, Борис Николаевич, вы не раз рассказывали про то, как вы увидели Алексея Вадимовича Бартошевича как раз в 64-м году впервые, наверное, вас слово первое.
ЛЮБИМОВ: Да, действительно, это был 64-й год, лето. Я поступал тогда на театроведческий факультет ГИТИСа, с которым я тоже дружу давно, но не так давно, как Алексей Вадимович. Потому что у него вообще вот эта Книга Гиннесса – Книга ГИТИСа. Да, действительно, он с 64-го года преподаватель, но я бы еще немножко продлил бы (и он, кстати, часто об этом говорил). Он как пришел в 57-м году студентом в ГИТИС, так он из него и не выходил. Вот студент, аспирант, преподаватель, заведующий кафедрой. У него были и другие сферы деятельности – там он работал в Институте искусствознания, он много печатался, и передачи радио и телевизионные, и так далее. Но вот как человек вошел в ГИТИС, так он из него и не вышел уже на протяжении почти 70-ти лет. …
ЗАСЛАВСКИЙ: Карина Арамовна, вот в чем была уникальность Бартошевича для тех, кто его не знал? Даже несмотря на то, что время проходит, ты начинаешь смотреть какие-то передачи Ираклия Андронникова, и ты все равно способен оценить значение этой личности. Если говорить тем людям, которым нужно рассказать про Бартошевича, с чего бы вы начали?
ВАРТАНОВА: Ну, во-первых, я хочу начать с того, что это действительно какая-то незаурядная была личность. Потому что, знаете, меня с самого начала покорило то, что вот человек, который занимался Шекспиром,Англией, конечно, у него какая-то дистанцированность была совершенно очевидная. И при этом эта дистанцированность сочеталась с абсолютно русским добросердечием. Вот сочетание несочетаемого...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью