Интервью Как в регионах сохраняют культурное наследие
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: Добрый день, в студии Григорий Заславский. И я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя, традиционно время от времени приходящего к нам и рассказывающего о последних своих победах и успехах. Это заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и руководитель проекта "Консервация" Евгений Соседов. Здравствуйте, Евгений Валерьевич.
СОСЕДОВ: Здравствуйте, Григорий Анатольевич.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я недавно разговаривал с кем-то из руководителей департамента культурного наследия, с кем-то еще разговаривал. И, в общем, я так понимаю, что ваш проект "Консервация" приобретает все больший и больший авторитет и уважение в профессиональной среде. … И расскажите, чем вы занимались этим летом.
СОСЕДОВ: Хочется, как всегда, поделиться многими впечатлениями. Но, конечно, летний сезон для нас, такой весенний, летний, осенний сезон – это основная пора работ на памятниках, выездов.
ЗАСЛАВСКИЙ: А что, уже закончилось? Вот ноябрь — это всё?
СОСЕДОВ: Нет, еще у нас планируется один выезд в ноябре, и зимой продолжаются некоторые работы, которые допустимо вести при отрицательных температурах. Например, зимой можно собирать леса или вести какие-то работы внутри объектов. Но при этом, конечно, невозможна, например, работа с кирпичом или с камнем, потому что при отрицательных температурах это уже недопустимо технологически. И вот этот сезон действительно позволил нам как-то очень укрепиться, я бы сказал, большим количеством новых волонтеров. Причем очень важно, что это не просто волонтеры, опять-таки профессионалы, специалисты. И у нас та деятельность, которая была начата еще раньше вместе с художниками-реставраторами и с музейщиками, и со студентами профильных вузов, она вылилась в такой целый глобальный проект.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вы с Суриковкой работаете или с Глазуновкой?
СОСЕДОВ: Работаем мы с Строгановкой, с кафедрой реставрации и монументальной темперной живописи, и с Глазуновкой, ну и со специалистами, которые работают в музеях, например, и в Пушкинском музее, и в Третьяковке, и других институциях. И у нас родилась концепция создания Центра реставрации монументальной живописи в Тверской области, которая выросла из вот этой работы по спасению росписей храмов на северо-востоке Тверской области. Где-то нам удалось уже перейти к консервации, можно сказать, к реставрации этих росписей. Но в большинстве объектов, к сожалению, эта роспись уже осыпалась, находится на грани полного исчезновения. И вот мы начали проводить постепенно экспедиции по сбору этих фрагментов. Причем сбор происходит по тем методикам, которые когда-то разрабатывались еще в Великом Новгороде, начиная с послевоенных лет, когда начали собирать по осколочкам вот эти взорванные храмы древнерусские, древнерусские фрески. Но так сложилась ситуация, что живописью 18-19 веков в советское время и в наши дни никто не занимался. То есть это считалось, что это поздние памятники, что их еще очень много. Но мы подошли к такому моменту, когда этих поздних памятников там из сотен тысяч остались тоже единицы, то есть их надо тоже уже спасать. Ну и, собственно, родилась концепция вот этого Центра реставрации. Мы ее презентовали и на церковном уровне в Тверской митрополии, и руководству города Бежецка. И, в общем, получили такую полную поддержку и понимание. Начали обсуждать уже первое помещение, где он мог бы расположиться. Мы предполагаем, что он расположится в Бежецке, потому что это как бы такой исторический центр и художественный центр большой территории на северо-востоке и Тверской, и даже Ярославской областей. И вы знаете, просто какая-то работа пошла, с каким-то невероятным новым энтузиазмом.
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью