Интервью "Предметы N": сто театральных раритетов и сто атрибутов современности
Персоны
Сто
театральных раритетов из Бахрушинской коллекции до 1913 года и сто современных
предметов представлены на выставке под названием "Предметы N" в театральном музее
имени Бахрушина. Экспозиция открылась в особый для музея период времени: в год
100-летия передачи Алексеем Александровичем Бахрушиным коллекции государству и
накануне 120-летия со дня основания музея. Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с генеральным директором Государственного театрального
музея имени Бахрушина Дмитрием Родионовым в эфире радио "Вести ФМ".
Заславский:
В студии Григорий Заславский, добрый
день. Я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя - это генеральный
директор Государственного театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов.
Здравствуйте, Дмитрий Викторович.
Родионов:
Григорий, добрый день, рад вас видеть, слышать и поздравить сразу с наступившим
наконец-то новым годом.
Заславский:
А я вас, пользуясь случаем, одновременно поздравлю и с такой важной, мне
кажется, важнейшей датой в жизни музея - это столетие, недавнее столетие
передачи той самой бахрушинской коллекции Академии наук, то есть передачи
городу, как это было и с другой знаменитой купеческой коллекцией братьев
Третьяковых. И здесь, мне кажется, этот юбилей тоже заслуживает не менее
широких и общегосударственных торжеств. И, собственно говоря, несколькими
выставками вы все это и отметили. Но я бы, если позволите, начал не с выставок,
которыми, мне кажется, вы перекрыли все госзадания, которые вам сверху спустили
от Министерства культуры, и которое вас пугало, если я не ошибаюсь, год или
полтора тому назад, когда мы об этом говорили. Начать бы хотелось с другого.
Совсем недавно как раз был на очередном новогоднем представлении в одном из
ваших филиалов, это Дом-музей Островского на Малой Ордынке, один из самых, мне
кажется, красивых музеев и самых неповторимых из тех, которые в центре Москвы,
с замечательным садиком. И было ощущение, что вот на территории этого клочка
земли замечательного усадебного еще по-прежнему развернута стройплошадка. Сразу
же вспомнил, как, по-моему, года полтора тому назад мы с вами беседовали о
тяготах и лишениях 94-го федерального закона о тендерах, и тогда как раз был
вот этот сюжет, что те строители, которые работали на этом объекте, что они не
все выполнили. И вы даже тогда на сайте писали о возможности подачи в суд.
Удалось ли обойтись без судебного рассмотрения? Как я понимаю...
Родионов: Не
обошлось.
Заславский:
Нет?
Родионов: Не
обошлось, да. Тут два аспекта этой проблемы. Музей-усадьба Островского,
действительно вы правы, это уникальное место в Замоскворечье, с особой
атмосферой, с такой зоной сада и огорода одновременно, и цветника, который
любовно выращивается заведующей этим музеем Лидией Иосифовной Постниковой.
История усадьбы в музейном качестве на самом деле не совсем велика, ведь музей
был открыт в 1984 году. Этому предшествовало несколько лет борьбы нашей
интеллигенции за этот кусочек земли, за то, чтобы дом, в котором родился
Александр Николаевич, стал памятником культуры федерального значения. Это
удалось. В этом принимал активное участие Владимир Яковлевич Лакшин и Геннадий
Михайлович Печников, и много-много... то есть благодаря вот такой поддержке
музей обрел государственный статус и стал филиалом Театрального музея
Бахрушина. И, конечно, истории тех четырех домов, которые находятся на
территории усадьбы, очень разные. Они все дома старые, в основном, конечно, 19
века - и начала, и середины, и конца. И их состояние на момент передачи нам,
Музею Бахрушина, было, конечно, даже после той реставрации, к открытию которую
быстро сделали, не совсем хорошее. А несколько лет назад, когда мы начали
серьезно обследовать состояние фундаментов, крыш, стен, пришли к очень
неутешительному выводу о том, что все здания требуют, в общем-то, серьезном
реставрации и укрепления в частности фундаментов. И эту работу мы планомерно
уже ведем несколько лет и будем вести дальше, пока не завершим всю эту работу
до того логического состояния, когда будем уверены, что всё, с домами всё
нормально. У каждого там домика своя история, там есть и деревянные дома, и
есть кирпичный первый этаж, а второй этаж деревянный, как в театральной
галерее.
Заславский:
Сразу вспоминаю пьесу "Женитьба": на каменном фундаменте...
Родионов:
Да, на каменном фундаменте, да, правда, мелкозаглубленном, что плохо для таких
строений, нет гидроизоляции. Я не буду вдаваться сейчас в проблемы как бы
состояния здания и его конструкции, но эту работу мы ведем. Но тут есть второй
аспект, это как бы дома уже входят в наше оперативное управление музея,
являются федеральной собственностью, подлежат охране всяческой. И министерство
в разной степени, но по нашим заявкам тем не менее дает деньги на эти работы.
Но главная проблема в том, что через всю территорию усадьбы проходят городские
коммуникации, то есть мы сидим на трубах городского водоснабжения и
канализации. И если что-то с ними происходит, на нашу территорию приходят
городские эксплуатирующие организации, разрывают землю в усадьбе, начинают
менять эти трубы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью