Интервью "Предметы N": сто театральных раритетов и сто атрибутов современности

19 января 2014, 22:17

Персоны

Сто театральных раритетов из Бахрушинской коллекции до 1913 года и сто современных предметов представлены на выставке под названием "Предметы N" в театральном музее имени Бахрушина. Экспозиция открылась в особый для музея период времени: в год 100-летия передачи Алексеем Александровичем Бахрушиным коллекции государству и накануне 120-летия со дня основания музея. Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с генеральным директором Государственного театрального музея имени Бахрушина Дмитрием Родионовым в эфире радио "Вести ФМ".

Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. Я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя - это генеральный директор Государственного театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов. Здравствуйте, Дмитрий Викторович.

Родионов: Григорий, добрый день, рад вас видеть, слышать и поздравить сразу с наступившим наконец-то новым годом.

Заславский: А я вас, пользуясь случаем, одновременно поздравлю и с такой важной, мне кажется, важнейшей датой в жизни музея - это столетие, недавнее столетие передачи той самой бахрушинской коллекции Академии наук, то есть передачи городу, как это было и с другой знаменитой купеческой коллекцией братьев Третьяковых. И здесь, мне кажется, этот юбилей тоже заслуживает не менее широких и общегосударственных торжеств. И, собственно говоря, несколькими выставками вы все это и отметили. Но я бы, если позволите, начал не с выставок, которыми, мне кажется, вы перекрыли все госзадания, которые вам сверху спустили от Министерства культуры, и которое вас пугало, если я не ошибаюсь, год или полтора тому назад, когда мы об этом говорили. Начать бы хотелось с другого. Совсем недавно как раз был на очередном новогоднем представлении в одном из ваших филиалов, это Дом-музей Островского на Малой Ордынке, один из самых, мне кажется, красивых музеев и самых неповторимых из тех, которые в центре Москвы, с замечательным садиком. И было ощущение, что вот на территории этого клочка земли замечательного усадебного еще по-прежнему развернута стройплошадка. Сразу же вспомнил, как, по-моему, года полтора тому назад мы с вами беседовали о тяготах и лишениях 94-го федерального закона о тендерах, и тогда как раз был вот этот сюжет, что те строители, которые работали на этом объекте, что они не все выполнили. И вы даже тогда на сайте писали о возможности подачи в суд. Удалось ли обойтись без судебного рассмотрения? Как я понимаю...

Родионов: Не обошлось.

Заславский: Нет?

Родионов: Не обошлось, да. Тут два аспекта этой проблемы. Музей-усадьба Островского, действительно вы правы, это уникальное место в Замоскворечье,  с особой атмосферой, с такой зоной сада и огорода одновременно, и цветника, который любовно выращивается заведующей этим музеем Лидией Иосифовной Постниковой. История усадьбы в музейном качестве на самом деле не совсем велика, ведь музей был открыт в 1984 году. Этому предшествовало несколько лет борьбы нашей интеллигенции за этот кусочек земли, за то, чтобы дом, в котором родился Александр Николаевич, стал памятником культуры федерального значения. Это удалось. В этом принимал активное участие Владимир Яковлевич Лакшин и Геннадий Михайлович Печников, и много-много... то есть благодаря вот такой поддержке музей обрел государственный статус и стал филиалом Театрального музея Бахрушина. И, конечно, истории тех четырех домов, которые находятся на территории усадьбы, очень разные. Они все дома старые, в основном, конечно, 19 века - и начала, и середины, и конца. И их состояние на момент передачи нам, Музею Бахрушина, было, конечно, даже после той реставрации, к открытию которую быстро сделали, не совсем хорошее. А несколько лет назад, когда мы начали серьезно обследовать состояние фундаментов, крыш, стен, пришли к очень неутешительному выводу о том, что все здания требуют, в общем-то, серьезном реставрации и укрепления в частности фундаментов. И эту работу мы планомерно уже ведем несколько лет и будем вести дальше, пока не завершим всю эту работу до того логического состояния, когда будем уверены, что всё, с домами всё нормально. У каждого там домика своя история, там есть и деревянные дома, и есть кирпичный первый этаж, а второй этаж деревянный, как в театральной галерее.

Заславский: Сразу вспоминаю пьесу "Женитьба": на каменном фундаменте...

Родионов: Да, на каменном фундаменте, да, правда, мелкозаглубленном, что плохо для таких строений, нет гидроизоляции. Я не буду вдаваться сейчас в проблемы как бы состояния здания и его конструкции, но эту работу мы ведем. Но тут есть второй аспект, это как бы дома уже входят в наше оперативное управление музея, являются федеральной собственностью, подлежат охране всяческой. И министерство в разной степени, но по нашим заявкам тем не менее дает деньги на эти работы. Но главная проблема в том, что через всю территорию усадьбы проходят городские коммуникации, то есть мы сидим на трубах городского водоснабжения и канализации. И если что-то с ними происходит, на нашу территорию приходят городские эксплуатирующие организации, разрывают землю в усадьбе, начинают менять эти трубы.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация