Картинка

Интервью Рыба дешевой быть не может

3 февраля 2016, 13:05

Персоны

Мир стоит на пороге рыбных войн. В ближайшие годы мы увидим глобальный передел рынка морскими державами, конкуренция между которыми обостряется. Почему лосось стал дороже нефти? И какую рыбу лучше не есть? Об этом говорим в эфире "Вестей ФМ" с заместителем директора Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Олегом Булатовым и президентом Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александром Фоминым.

Мамедова: И нам предстоит рыбный час в эфире. Это я играю словами, конечно. Разговор более чем серьёзный - о проблемах российской рыбной отрасли и возможностях её развития. Позволю себе задать первый вопрос. Он главный на самом деле от нас, от всех покупателей рыбной продукции. Почему она такая дорогая, любимая наша рыба? Кто-нибудь может коротко и чётко?

Анисимов: Я приведу цифры. Посмотрел специально перед эфиром цены на рыбу (замороженную, охлаждённую) в одном из крупных магазинов, которые расположены в Москве. Так вот, горбуша замороженная - 300 рублей за килограмм. Кижуч дальневосточный - 450 рублей, навага - 200 рублей.

Мамедова: Это навага-то? Бог ты мой...

Анисимов: Да. Охлаждённая рыба ещё дороже, почти в 2-3 раза. Притом что я знаю, что на Сахалине себестоимость добычи и заморозки горбуши - максимум 50 рублей за килограмм. На прилавках она стоит в Южно-Сахалинске 65-70 рублей за килограмм. То есть видим, что цены в 3-4 раза выше, чем должны быть на самом деле. Так ли это или нет?

Фомин: Я начну. На самом деле вопрос ценообразования сложный и комплексный. Потому что страна у нас большая, протяжённость нашей территории огромная. Этот вопрос действительно сейчас волнует всех россиян в связи с экономическим кризисом. Этот вопрос рассматривался на заседании президиума Госсовета под руководством президента. Даны соответствующие поручения, и ФАС сейчас занимается тем, чтобы комплексно эту ситуацию проанализировать. Понятно, что у всех игроков рынка есть свои оправдания и обоснования, почему цена на рыбу такая высокая. Иногда эти претензии предъявляют к рыбакам. Я, как представляющий интересы рыбаков, считаю, что всё-таки вина рыбаков, естественно, меньшая. Поскольку при подготовке Госсовета было чётко показано, что цена рыбака составляет всего 30 процентов от конечной стоимости продукции.

Мамедова: Кто там дальше в цепочке?

Фомин: Цепочка длительная и сложная. Начинается она с оптовиков, которые принимают эту рыбу на берегу. Дальше, если это речь о Дальнем Востоке, - соответственно, доставка, хранение этой продукции, перевозка железнодорожным транспортом. Следующий - опт, который уже в Москве или в других районах нашей страны, который аккумулирует эту рыбу и распределяет по розничной сети. И вот на всю эту цепочку, уже минуя рыбака, цена рыбы наращивается на 70 процентов. Ваш пример с навагой, который вы привели, - конечно, это недопустимо. Когда рыбаки продают по 50-60 рублей, а в Москве она - 200 рублей. Ну, не может она... Затраты на железнодорожную доставку - 10 рублей, ну, 14 рублей максимум. Ну, в опте накрутка - 10.

Мамедова: Понятно, что называется, с рыбаками. Простите, что я вас так называю. Вы сами как бы так обозначили. Олег Аркадьевич, с точки зрения, что называется, научного мира кто в этой цепочке - главный виновник? Почему такая накрутка идёт по цене?

Булатов: С точки зрения научного мира я хочу полностью разделить и поддержать мнение Александра Владимировича. Дело в том, что действительно получается такой продукт. Рыбаки - без вины виноватые. Они добывают рыбу, обеспечивают продовольственную безопасность нашей страны и не имеют никакой возможности регулировать цены. Они выполнили своё, так сказать, предназначение, доставили рыбу в порт. А в порту уже устанавливаются совершенно другие правила игры.

Анисимов: Ну, в порту ещё надо разгрузить. Там очень много препонов.

Булатов: Конечно. Разгрузить. Потом могут в одном месте находиться 5-7 компаний, которые тут же друг другу эту рыбу перепродают. Много различных уловок существует. Но объективным на сегодня, по моему мнению, является препятствие, которое необходимо преодолеть, - это необходимо законодательно закрепить доли маржи каждого участника этой цепочки и ограничить количество цепочек. Например, в Японии, насколько я помню, строго ограничена надбавка - не более 3 процентов. И если, допустим, рыбак продал оптовику, а оптовик - среднему, тот - мелкому, и дальше в розницу, то больше 12 процентов наценки не будет.

 

 

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация