Главрадио Главрадио: карикатура на няню-убийцу и отношения России и Запада
Персоны
Жестокое убийство ребёнка няней в Москве и карикатура на это событие в британском журнале. Что стало с моралью? 2 марта экс-президенту СССР Михаилу Горбачёву исполнилось 85 лет. Как сейчас общество относится к его личности и к развалу государства? ООН посоветовала украинским властям арестовать участников энергоблокады Крыма. С какой целью сделано это заявление? Эти и другие важные события недели в эфире "Вестей ФМ" и "Маяка" обсуждают Анна Шафран, Руслан Вахидов, Руслан Быстров и Дмитрий Куликов.
Шафран: К сожалению, эта неделя ознаменовалась ужасной просто новостью, мимо которой пройти невозможно. Я думаю, что мы, прежде всего, должны посочувствовать еще раз и выразить свои соболезнования семье, в которой произошла трагедия, где погибла девочка 4-хлетняя от рук собственной няни. Так или иначе эта тема обсуждалась всю неделю. К сожалению, наши западные либеральные коллеги не смогли остаться в стороне. Не все, конечно, но есть отдельные персонажи, которым все, видимо, свободы и либерализма не хватает, потому что на этот раз Charlie Hebdo, насколько я понимаю, отмолчался, но выступили их британские коллеги - журнал называется Vive Charlie!, если я правильно называю это издание, они там опубликовали карикатуру и на этот случай. Изображена женщина в черном, которая в руках держит голову девочки. Я очень рада, что сегодня увидела реакцию наших думцев в лице Ольги Баталиной и Ирины Яровой. Они высказались, осудили, естественно. И какая мысль звучала у них? Мысль сводилась к тому, что вот такими действиями журналисты внедряют в сознание людей мысль о том, что вот эти моральные уродства, на почве которых происходят преступления, это норма. И ничего, в общем-то, в этом страшного нет. Так, наверно, следует воспринимать?
Быстров: Не очень понятна логика. Почему если нарисована карикатура - значит это нормально?
Шафран: Ну, подожди, если карикатура такого рода на такую тему публикуется?
Быстров: Она страшная карикатура? Карикатура всегда страшна, она эпатажна.
Шафран: Подожди, карикатура всегда эпатажна?
Быстров: Конечно.
Шафран: Ты общую мысль как бы сейчас высказываешь?
Быстров: Естественно. Иначе она не будет карикатурой, если не будет злободневной и эпатажной. Она должна вызывать именно такие эмоции.
Шафран: То есть, по твоему мнению нет запретных тем для карикатур?
Быстров: По моему мнению - нет.
Шафран: То есть рисовать можно все?
Быстров: Вопрос как - конечно.
Шафран: Что значит - как? Вопрос: обо всем ли можно рисовать или не обо всем?
Быстров: Конечно, обо всем.
Шафран: В корне я с тобой здесь не согласна, естественно.
Быстров: Ты сейчас по поводу либеральных друзей, я хочу спросить как там наши друзья - коммунисты поживают, которые у себя на сайте разместили такую же карикатуру. И вот что сказал господин Рашкин, кстати говоря: "Это не карикатура, это не цинизм. Времена сейчас куда циничней картинок, даже карикатур Шарли. В этом изображении боль и страх. Это призыв к власти навести порядок, защитить россиян". Вот что сказал господин Рашкин по поводу карикатуры, которая была на сайте КПРФ.
Шафран: И что теперь? Если Рашкин эти слова сказал и на сайте КПРФ появилась эта карикатура, это автоматически означает, что так можно такими действиями привлекать внимание к проблеме? Это нормально что ли?
Быстров: Мне кажется, любое привлечение внимания к проблеме, если это ведет к дискуссии, это замечательно.
Шафран: Нет. Я считаю, что есть грани морали и нравственности.
Быстров: А кто их устанавливает?
Шафран: А вот это большой вопрос. Я очень рада, что у нас в стране пока что с этим все нормально. И, в принципе, люди в основном здоровые. И для них кажется довольно странным публиковать карикатуры на погибших людей в результате терактов, карикатура на тот случай, когда мальчик трехлетний на берегу моря лежит, который утонул.
Быстров: Да, именно благодаря этой карикатуре, кстати говоря, во многом Европа по-новому, как мне кажется, взглянула на проблему миграции, благодаря карикатуре того самого несчастного мальчика.
Полностью слушайте в аудиоверсии.