Найди себя Как учеба влияет на карьеру
Персоны
Работа над ошибками. Троечники в жизни успешнее отличников. Бизнес, деньги, семья - чаще это про них, чем про медалистов. Почему хорошие оценки потом никак не помогают, а даже мешают? Или дело совсем не в них? Как нужно учиться, чтобы состояться? Поговорим в программе "Найди себя" на радио "Вести FM".
Волохина: Добрый день, я - Алла Волохина. Сегодняшняя наша программа будет посвящена единым госэкзаменам, которые сейчас сдают выпускники школ, и высшему образованию. Исследователи установили, что хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов. С одной стороны, это видится логичным, а с другой - очень часто можно встретить рассуждения о том, что школьные отличники на самом деле в жизни ничего особенного не достигают, вот троечники - это да, вот кто достигает настоящего успеха, троечники рулят. Так вот рулят ли троечники, или это мифы, поддерживаемые самими троечниками? Что говорит рынок труда? Обсудим эту тему с проректором Высшей школы экономики, заведующим лабораторией исследования рынка труда этого вуза Сергеем Рощиным. Сергей Юрьевич, здравствуйте.
Рощин: Добрый день, Алла.
Волохина: Ну вот, помимо вашей лаборатории, в которой утверждается, что каждый дополнительный балл, который выше проходного при приеме в вуз, увеличивает зарплату выпускника примерно на 2 процента, в "вышке" сделали еще одно исследование о том, что увеличивают баллы ЕГЭ. Давайте я сразу расскажу нашим слушателям о нем тоже, потому что данные неожиданные. Итак, репетиторы приносят всего один-два дополнительных балла, профильный класс - от трех до четырех баллов, хорошая учеба повышает итоговый бал всего на четыре-пять баллов. Ну вот очень неожиданные выводы у этого исследования. И я бы, наверное, даже поспорила с ним, с этим исследованием.
Рощин: А почему неожиданные?
Волохина: А мне кажется, очень мало, очень мало. Мне кажется, вот по моим наблюдениям, и по учебе в профильном классе, и по занятиям с репетитором гораздо больше дети прибавляют.
Рощин: Но ведь мы говорим о прибавке не по отношению к минимальному, мы говорим по отношению к среднему. И учитывая то, что в среднем дети получают определенную подготовку, это не так мало.
Волохина: Но вообще, конечно, если действительно ориентироваться на такую среднюю температуру по больнице, то непонятно тогда, а зачем нужны вот эти вот данные, если они настолько общие?
Рощин: Данные нужны для того, чтобы лучше понимать, как работает в данном случае сфера образования, а когда мы говорим про взаимосвязь образования и заработных плат, понимать, как работает стык образования и рынка труда. Потому что если мы говорим о высшем образовании, то, в общем, уже давно существует понимание того, что высшее образование приобретается, конечно, и для того, чтобы быть образованным, и для того, чтобы продолжить свой процесс в широком смысле слова социализации, но большинство людей его получают для того, чтобы иметь какие-то перспективы в предстоящей профессиональной трудовой деятельности, строить карьеру на основе этого образования. Поэтому взаимосвязь с рынком труда, конечно, важна. И когда мы можем какие-то вещи померить, то это имеет не только академический интерес, но это имеет интерес с точки зрения управления, лучшей калибровки взаимодействия образования и профессиональной деятельности.
Волохина: Ну вот к исследованию вашей лаборатории, вот с которого я начала, а действительно ли баллы ЕГЭ могут что-то говорить о дальнейшей зарплате выпускника, и вообще это вот имеет прямую связь?
Рощин: Когда мы говорим о каких-то измерениях, всегда надо уточнить, что за измерения. Результат, который мы получили. Мы получили результат воздействия качества вуза, если так можно выразиться (я говорю "качество" в определенных кавычках), измеренного через средний балл ЕГЭ при поступлении. Это не индивидуальный балл ЕГЭ, это не индивидуальный результат человека, студента, который здесь проучился. Но если студент закончил учебное заведение, университет, в котором существует определенный средний балл ЕГЭ при поступлении, то мы можем утверждать, что разница в один балл дает для такого выпускника (не индивидуальная разница, подчеркиваю, а разница между университетами), дает прибавку порядка полутора процентов зарплаты.
Полностью слушайте в аудиоверсии.