Найди себя Что надо пройти, чтобы стать космонавтом?
Персоны
Через тернии к звёздам. Космонавт – это постоянная школа выживания. Без перемен и летних каникул. Какие испытания нужно пройти, прежде чем оказаться на орбите? Куда подевались космические туристы? И как жизнь на МКС меняется с появлением женщины? Говорим в программе "Найди себя" на радио "Вести FM".
Гость - Олег Кононенко, герой России, летчик-космонавт России, командир отряда космонавтов.
ВОЛОХИНА: Добрый день, я – Алла Волохина. Мы продолжаем наш цикл программ, посвященных Дню космонавтики. И сегодня в гостях у программы "Найди себя. Интересные профессии" – летчик-космонавт России, Герой России, инструктор, космонавт-испытатель, командир отряда космонавтов Олег Кононенко, который совершил три полета в космос и три выхода в открытый космос. Здравствуйте, Олег Дмитриевич.
КОНОНЕНКО: Добрый день.
ВОЛОХИНА: Поздравляю вас с прошедшим праздником.
КОНОНЕНКО: Спасибо большое...
Слушайте в аудиофайле!
ВОЛОХИНА: Ну, последние космические новости, касающиеся пилотируемых программ: на МКС отложили выход в открытый космос, это как-то связано с откладывающимся запуском грузовика с Земли. И робота Федора, которого готовят в качестве помощника космонавтам для работы в открытом космосе, российские ученые научили стрелять с двух рук. Вот это что, прямо в космосе требуется стрелять? Как по вашему опыту?
КОНОНЕНКО: Ну, я в космосе с двух рук, конечно, не стрелял, но с двух рук я работал.
ВОЛОХИНА: Нет, а стрелять вот в космосе? Я знаю, что вот изначально российские космонавты все летают с оружием.
КОНОНЕНКО: Нет, это оружие, конечно, есть и было в транспортном корабле "Союз", но оно применяется только в том случае, если мы приземлимся там, где нас не ждет команда спасения.
ВОЛОХИНА: А какие-нибудь дикие звери, да?
КОНОНЕНКО: Ну, и дикие звери. И с помощью этого оружия мы подаем сигналы для того, чтобы вертолет сверху нас опознал, или команда, которая нас разыскивает, увидела. Только в этом случае. Но оружие на МКС мы, конечно же, не используем.
ВОЛОХИНА: А вот у вас же есть опыт работы в открытом космосе. Скажите, действительно вот такой робот был бы какой-то помощью для космонавтов?
КОНОНЕНКО: Ну, я хочу сказать, что такие роботизированные устройства уже на МКС есть. Например, на американском сегменте есть роботизированная рука (SSMRS). Есть робот "Декстр", который может выполнять достаточно большое количество функций – свинчивать, устанавливать различного рода оборудование, переносить космонавта. И есть механическая такая рука и на российском сегменте. Конечно, роботы нам необходимы, и я считаю, в первую очередь они необходимы для того, чтобы освободить космонавта от рутинных операций, чтобы у нас было больше времени на эксперименты, на свободное творчество, на науку.
ВОЛОХИНА: Но хорошо бы, чтобы робот этот Федор не стрелял, а фотографировал вас в открытом космосе, космонавтов, побольше. Наверное, селфи космонавты не делают, да?
КОНОНЕНКО: Почему? Делают, и очень давно.
ВОЛОХИНА: Делают?
КОНОНЕНКО: Конечно.
ВОЛОХИНА: Ну а как? Вот в скафандре ты выходишь в открытый космос, как там можно это вот нажать-то?
КОНОНЕНКО: Нет, мы с собой берем фотоаппаратуру. В последнее время мы стали устанавливать камеры GoPro, выносить с собой. И действительно мы получаем фантастические кадры своей работы. А фотоаппараты Nikon выносились давно, и я впервые выходил в 2008-м году и фотографировал и Сергея Волкова, и делал селфи на стреле, в 15-ти метрах от станции. Великолепные снимки. А американские астронавты делают, наверное, еще раньше это все.
ВОЛОХИНА: Здорово! Но давайте начнем, может быть, еще вот рассказ о вас с самого начала. То есть вот вы пришли в отряд космонавтов с инженерным образованием, да?
КОНОНЕНКО: Да, я окончил авиационный институт.
ВОЛОХИНА: Но вот раньше, когда-то в советские времена, в основном космонавтов брали из летчиков, призывали в отряд космонавтов. Сейчас уже очень много именно инженеров, ученых, да?
КОНОНЕНКО: Да.
ВОЛОХИНА: То есть меняется подход к подготовке космонавтов?
КОНОНЕНКО: Ну, на самом деле отбирали в отряд космонавтов летчиков – это, наверное, был первый или второй набор, только первые, наверное, два набора. А затем люди все-таки в космической промышленности работают с огромным интеллектом, с научным потенциалом. Поэтому последующие наборы, в последующих наборах уже принимали участие и люди инженерных профессий и даже научных.