Найди себя "Вы кто?" - "Слесарь". - "А где бабуля?" - "Я за неё"
Персоны
Рубрика Аллы Волохиной "Найди себя" на "Вестях ФМ".
Дежурные у эскалаторов метро. Профессия, которая появилась в середине XX века и уходит в историю сейчас, на наших глазах. Из-за реорганизации в московском метро будут сокращены около 1200 дежурных, которые следят за соблюдением техники безопасности на движущихся лестницах. По странному совпадению, об этом было объявлено в 35 годовщину трагедии на станции "Авиамоторной", одной из самых масштабных за всю историю метрополитена. 17 февраля 1982 года из-за того, что наладчики регулировали работу новых эскалаторов по старым инструкциям, было нарушено функционирование тормозной системы эскалатора. Лестница стала двигаться со скоростью, в 2,5 раза выше нормы. Погибли 8 и пострадали 30 человек.
С 1 апреля 2017 года из стеклянных будок возле эскалаторов исчезнут дежурные. Теперь их обязанности будут выполнять слесари-электрики "в свободное от ремонтных работ время". По мнению руководства метрополитена, это должно повысить безопасность пассажиров. А объявления по громкоговорителю - "Уважаемые пассажиры, не ставьте сумки на поручни эскалаторов. Стойте справа, проходите слева" - возможно, останутся в прошлом.
"Молодой человек! Ты чего кричишь?" – "Я пою". – "А-а-а-а. Гражданин! Идите сюда". – "Зачем?" – "Идите. Спой еще". –" А я иду, шагаю по Москве..."
В 1964-м, когда снимался знаменитый фильм "Я шагаю по Москве", дежурные стояли и на платформах метро - они подавали знак машинисту, что все двери закрыты, никого из пассажиров не прищемило и можно отправляться. Дежурные по приему и отправлению поездов метрополитена трудятся и сегодня, их зарплата - от 30 тысяч рублей.
Метро – объект повышенной опасности, и от внимательности дежурных, даже при нынешнем развитии техники, часто зависят жизнь и здоровье пассажиров. В начале 2017 года дежурная станции "Октябрьское поле" помогла предотвратить крушение поезда - она услышала посторонние шумы на путях и направила ремонтников обследовать стрелочный перевод. Выяснилось, что у стрелки слетели крепления. Подобная проблема в 2014 году привела к масштабной катастрофе на Арбатско-Покровской линии, в результате которой погибли 24 человека и свыше 200 пассажиров были ранены.
А в феврале 2017-го дежурная вовремя заметила упавшую на пути пожилую женщину, у которой закружилась голова. Ее успели спасти.
Дежурные у эскалаторов регулировали потоки пассажиров. Определяли, сколько эскалаторов пустить на вход или выход в зависимости от времени суток. Вовремя останавливали их при перегрузах, докладывали диспетчерам об обстановке. Любопытно, что в других странах таких дежурных возле эскалаторов в метро не наблюдается.
У нас же еще лет 7 назад даже возле эскалаторов в торговых центрах провинциальных городов стояли дежурные, следили, чтобы покупатели и их дети не упали с движущихся лестниц с непривычки. Хотя история эскалаторов насчитывает более 100 лет. В 1892 году в Копенгагене первые движущиеся дорожки выполняли роль аттракциона. Первую станцию метро оснастили эскалаторами в 1921 году в Лондоне. В Москве же первые эскалаторы появились в 1935 году на 4 станциях метрополитена в центре города: "Охотный ряд", "Красные ворота", "Лубянка", "Чистые пруды". К 2020 году в московском метро заменят все эскалаторы, срок службы которых превышает 50 лет.
"Новокузнецкая", "Новокузнецкая", "Новокузнецкая"... Блин, в эскалатор попали штаны..."