Найди себя Фокус-пуллер: видеть главное, не упуская деталей

6 сентября 2017, 06:56

Персоны

Рубрика Аллы Волохиной "Найди себя" на "Вестях ФМ".

Фокус-пуллер, или ассистент оператора по фокусу. Это не тот, кто бегает с утра оператору за пивом. Это тот, кто отвечает за точность художественно-изобразительного прицела. Эта должность еще называется "первый ассистент оператора".

"Коля, ну, давай снимать уже, что ли! Вот отсюда начинаем и отъезд. Нормально?" – "Я хотел спросить, может, мне профилем встать? Эти горы... Будет убедительно". – "Можно".

При всем развитии современных технологий, в кино без правильного фокуса не передашь всего драматизма кадра. Иногда смотришь кино и замираешь от красоты изображения, пронзительности кадра, напряженности момента. И дело не только в том, как удачно выбрана натура, как красиво ее снял оператор, какая музыка сопровождает сюжет и как хорошо сыграл актер, но и в том, что фокус-пуллер точно сфокусировал камеру, ровно на том объекте, на котором было нужно в каждый отдельный момент времени. Особенно это важно, когда снимают сложную сцену – какое-нибудь эпичное сражение, когда в кадре - множество объектов, и фокус переводится с одного на другой попеременно. Оператор не должен отвлекаться на технические детали, а должен следить только за тем, что он снимает. И пока оператор занимается композицией кадра, ассистент по фокусу стоит за его спиной или сбоку и контролирует, чтобы камера в динамике не теряла резкость. 

Вспомним картину "Железный человек-3". Там, конечно, много чего нарисовали на компьютере, но съемки в небе частично проходили "живьем". Самолет распадается на части, каскадеры в роли пассажиров, пилотов и бортпроводников падают вниз. Железный человек начинает собирать их в воздухе по одному... Продюсерам дорого обошлась бы эта сцена, если бы не четкая работа фокус-пуллера. Да ассистента просто убили бы всей съемочной группой за лишний дубль! Шутка. Фокус в таких сценах регулируется дистанционно.

"А выражение лица какое?" – "Выражение лица? Ну, какое-то такое". – А может быть, контактировать с камерой?" – "Можете, да. Приготовились! Мотор! Камера!"

Перед съемкой дублей фокус-пуллер измеряет дистанцию от камеры до объектов съемки. Размечает кольцо наводки фоллоу-фокуса - устройства управления фокусировкой объектива камеры – рисует на нем метки, которые будут подсказывать ему, при каком положении какую сцену снимать. Система следящей фокусировки позволяет изменять фокус на протяжении всей съемки, когда камеру двигают или пришло время переместить фокус на другой объект, к примеру, в сцене диалога.

Кроме фокусировки, первый ассистент следит за тем, чтобы кадр не портили нежелательные блики и засветка. Для устранения этих дефектов применяются светозащитные зонты и экраны.

"Хорошо. Давайте, Саша, подсветим как-то вот здесь". – "Хорошо, сейчас сделаем". – "Вот так вот крепи. Чтобы убрать эти дефекты. Вам лет сколько?" – "М-м-м..." – Да, это неважно. Давайте, вот так. Тишина, пожалуйста!"

Большое видится на расстоянии. Но задача фокус-пулерра - чтобы объект съемки любой величины виделся хорошо отовсюду, откуда захочет оператор. Ассистент должен знать все особенности киносъемочной оптики.

Не помешает ассистент по фокусу даже на съемках свадеб, чтобы у молодоженов при просмотре видео потом не сложилось впечатление, что оператор уже пришел на свадьбу нетрезвым.

Да что там! Такой человек каждому из нас и в жизни необходим. Чтобы видеть главное, но и не упускать всех деталей.

Найди себя. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация