Интервью Анатолий Белый о "Кинопоэзии"
Персоны
Рождение и жизнь проекта "Кинопоэзия".
Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня наш гость – артист театра и кино Анатолий Белый. Толя придумал, организовал с участием многих своих коллег очень необычную интересную штуку. Это проект, который называется "Кинопоэзия" и представляет собой, ну скажем так, некую аудиовизуальную – странную промежуточную такую штуку на стыке, собственно говоря, поэзии и кино (что следует из названия). И сейчас он сам подробнее расскажет, и кто в этом участвует, и чьи стихи звучат, и где и каким образом это всё можно увидеть. Как я понимаю, сейчас это можно увидеть на самом деле практически всем, хотя, конечно, не в режиме живых чтений, которые уже в Москве проходили.
Белый: Начнем с 6-го июня 2016 года, которое является днем рождения Александра Сергеевича Пушкина и параллельно днем рождения "Кинопоэзии". Мысли эти роились у меня в голове долгое время, потому что ну как бы читаю стихи какой-то уже промежуток времени. И мне вдруг захотелось и очень захотелось, что помимо вот как раз живых чтений, к которым мы все привыкли, которых сейчас очень много в пространстве – спектакли поэтические, поэтические вечера, и так далее, и так далее. Но это всё сценическая интерпретация, да?
Долин: Ну поэзия повсеместно. И я вспоминаю последнюю серию спектаклей, еще не завершенную, в "Гоголь-Центре". И я вижу, как (ну, можно их по-разному оценивать – более удачные, менее удачные), как множатся на телевидении разные проекты – и фильмы, и проекты, связанные и с жизнями поэтов, и с экранизацией каких-то произведений.
Белый: Да.
Долин: То есть действительно много-много-много.
Белый: Много-много-много, да. Как-то сразу вспоминается Серебряный век, который был ровно там 100 лет назад, расцвет Серебряного века.
Долин: Да, и я думаю, что с этим связано, с этими датами тоже.
Белый: Мне кажется, да, какое-то спиралевидное развитие все-таки имеет место. Спустя сто лет… Правда, потом была революция. Надеюсь, у нас этим не закончится сейчас, спустя 100 лет.
Долин: Ну, к 100-летию дойдет, да, 17-й год – вот он.
Белый: Да, вот. Но, тем не менее, обойдемся без революции, но с новым Серебряным веком. Конечно, да, и это повсеместно, очень популярна становится поэзия. Так вот как раз у меня в голове эти мысли все ходили-бродили - и как же еще ее интерпретировать и донести до широкого зрителя не только посредством живых чтений, но и… И вот, собственно, не я это придумал, этот жанр как таковой, ну как бы способ передачи поэзии, был изобретен во Франции на самом деле, во второй половине, ну где-то в середине прошлого века, когда делался фотоколлаж и закадровый голос читал, там не знаю, Превера, Аполлинера там или еще кого-то. То есть вот оттуда…
Долин: То есть вот Франция в этом смысле опять же особенная страна. Я очень хорошо помню, задолго до того, как что-то аналогичное сделали в московском метро (и хорошо, что сделали), как я ехал в парижском метро и обалдевал от того, что там стены вагонов изнутри испещрены разными цитатами поэтическими.
Белый: Да, да-да-да. В общем, мы идем, конечно, следом. Не мы это придумали, но тем не менее. До сегодняшнего дня это существовало такими протуберанцами: что-то, кто-то где-то сделал. Тимур Бекмамбетов умудрился даже рекламу снять на стихотворение Мандельштама.
Долин: Да, там Мандельштам, у него был Блок, невероятно.
Белый: Мандельштам, Блок. Вот, вот, даже до того доходило. То есть это существовало. Рома Либеров существует в этом жанре и прекрасно в своем канале, скажем так, в своем направлении.
Долин: Последняя его картина "Сохрани мою речь навсегда" по Мандельштаму, она ведь была и в кинопрокате.
Белый: Да.
Долин: Это важно, когда что-то делается не для разовых показов, не только для телепоказа, но и идет в кино.
Белый: Да.
Долин: То есть признают за серьезное, за настоящее.
Белый: Абсолютно. И это и есть и серьезное, и настоящее. И именно продвижение поэзии другими разными-разными способами. Так вот. И вдруг подумалось мне, где-то так в апреле-мае: а почему бы не сделать это именно жанром, чтобы это существовало в пространстве современного искусства, именно жанром отдельным, своим – поэтический мини-фильм. Это востребовано. Духовная жажда, она не ослабевает, и я сам очевидец этому, когда люди идут и действительно хотят, и хотят слышать, хотят видеть.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью