Интервью "Относись к студентам как к самому себе"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: Добрый день, в студии Григорий Заславский. И сегодня я рад представить заведующего кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства – это Андрей Леонидович Ястребов. Здравствуйте, Андрей Леонидович. Профессор, доктор филологических наук.
ЯСТРЕБОВ: Здравствуйте, Григорий Анатольевич, здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Андрей Леонидович, вы один из самых любимых профессоров, преподавателей в ГИТИСе. При этом надо сказать, что какая-то определенная жесткость в общении со студентами вам свойственна. Как это сочетается, и как вам удается при известной жесткости и, даже я бы сказал, строгости и требовательности стать одним из самых любимых из тех, кого, когда оканчивают институт, наши студенты вспоминают особенно часто и особенно с добрым словом.
ЯСТРЕБОВ: Нужно относиться к студентам как к самому себе. Это первое мое правило: когда ты читаешь лекцию, ты должен нравиться самому себе. То есть тебе должно быть интересно. Если тебе не интересно, то сделай перерыв, я не знаю, в конце концов на три-четыре минуты и пересмотри свои взгляды на жизнь, на студентов и на свою профессию в конце концов. Если тебе интересно, значит, это будет хотя бы хоть как-то близко тем, для кого ты работаешь. Ну, потому что есть какие-то вещи, ты говоришь о литературе, и поэтому ты должен, не знаю, хотя бы стилизовать под язык литературы. У меня была мечта прочитать экзамен, там лекцию и на гитаре сыграть, но пока она не осуществилась. Но мои-то годы… Но не все камни еще мною приподняты, и поэтому я надеюсь, что однажды я это сделаю, в том или ином ключе.
ЗАСЛАВСКИЙ: А как в вашей жизни появился ГИТИС?
ЯСТРЕБОВ: Знаете, совершенно случайно. 36 почти лет тому назад. Вот. Меня порекомендовали Воронову Владимиру Ильичу, и там после такого небольшого собеседования он меня взял на работу.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вы были кандидатом?
ЯСТРЕБОВ: Я в ГИТИСе уже стал кандидатом. То есть я пришел в сентябре, а в декабре я уже защитился.
ЗАСЛАВСКИЙ: А есть и кто-то, кому вы обязаны в ГИТИСе, или кого вспоминаете добрым словом, из тех вот, кто был тогда, когда вы пришли?
ЯСТРЕБОВ: Да, конечно, безусловно. Все, что я являю собой, я обязан ГИТИСу. Это честно, это откровенно. Прежде всего, конечно, это Анна Даниловна Ципенюк, потом Бальникова и Воронов. Вот эти люди, которые в той или иной степени сформулировали меня и сформировали меня. Если бы не они, то я бы остался бы, ну я не знаю… До ГИТИСа я три года работал в МГПИ имени Ленина. Я был там на хорошем счету, то есть там такой живчик, юный. Но, когда я пришел в ГИТИС, здесь я понял, что всех моих знаний, умений, квалификации просто не хватает. И в этом я убедился, когда сейчас, ну вот когда уже сколько – ну, наверное, лет 20 – я заведую кафедрой. И поэтому часто приходится набирать людей для того, чтобы они работали в ГИТИСе. Очень многие не тянут. Кто-то со своей какой-то неприличной скрупулезностью, непрощением. Ну, например, я не знаю, в конце концов кто-нибудь опаздывает на лекцию – их не пускают. И сколько бы я не объяснял о том, что ну вот опоздал он, и слава богу, что пришел студент, слава богу, он в это время мог бы, я не знаю, там строить глазки в метро или еще что-нибудь, а он пришел к тебе на лекцию, он пришел, чтобы услышать твое сухое замороженное, я не знаю, слово. Потому что ты не стараешься, ты не стараешься, ты уже год работаешь в ГИТИСе, но ты не сделал ничего для того, чтобы, не знаю, ну хоть чуть-чуть там фломастерами раскрасить свои словечки. Ну, если нет фломастера – гуашью, ну я знаю…
ЗАСЛАВСКИЙ: Акрил…
ЯСТРЕБОВ: Акрил, да. Но акрил подороже будет, там нужен холст… Вот. Понимаете, вот это. Нет, я не пущу, я такой принципиальный.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вот эта вот тема, которая сегодня модная, выгорание. Да, а на самом деле, когда человек читает вроде бы одно и тоже (хотя на самом деле, конечно, это не всегда одно и то же), вот как не устать самому? Как вам это удается? …
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью