Авторские материалы Нескорый ремонт: водители скорой помощи жалуются на мертвый автопарк
Персоны
В Казани водители cкорой помощи жалуются, что им приходится ремонтировать машины за свой счет. Иначе они не могут работать. Об этом пишет местная пресса. Часто для cкорой нет запасных частей. Но они, по словам водителей, есть на авторынках. В ситуации разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
"Мы на рухляди ездим, а наши запчасти на "Авито" продают", - говорят водители. Как пишет казанская газета "Реальное время", треть автопарка городской станции скорой помощи полностью отработала свой ресурс. А ждать денег на восстановление машин приходится годами.
Чтобы не остаться без работы, водители вынуждены сами оплачивать ремонт. Где-то 500 рублей, где-то 1000 рублей, но иногда приходится выкладывать и 10, и 20 тысяч рублей. Некоторые водители даже завели свой порядок: после каждой смены вносят в своеобразную кассу взаимопомощи по 50 рублей на непредвиденный ремонт.
Машины не чинят потому, что нет запчастей. Но водители обнаружили, что такие запчасти специально для автомобилей скорой предлагают на сайтах бесплатных объявлений. Водители подозревают, что эти детали могли быть сняты с еще действующих машин, говорит один из авторов журналистского расследования, корреспондент интернет-газеты "Реальное время" Ирина Плотникова:
"Часть водителей нам подтвердила, что ситуация сложная, так как нет надлежащего финансирования закупок запчастей. И техника простаивает на ремонте. Рассказали водителя, что нашли запчасти на "Авито". Но это были запчасти б/у, и не понятно, что это. То есть это только подозрения людей, что туда каким-то образом могут попадать списанные или не списанные запчасти".
Руководство станции скорой помощи такие слухи опровергает. Там говорят, что запчасти, которые предлагают в Интернете, не могли быть с действующих, не списанных машин. Но в тоже время подтверждают, что несколько автомобилей ждут своего ремонта, а четыре скорые вообще не подлежат восстановлению.
Дефицит машин неотложной помощи отмечает и Счетная палата Татарстана. В регионе менее четырехсот таких автомобилей. Причем более 10 процентов из них изношены полностью, а более 30 процентов эксплуатируются свыше пятилетнего срока и должны быть списаны. Ремонт же неисправных машин затягивается, отмечает Ирина Плотникова:
"Косвенно эта проверка подтверждает очень многое из того, что говорят водители. Она подтверждает не то, что идет закупка за свой счет запчастей, а то, что существует проблема и что схема ремонта машин (которые изношены или попали в аварию) выстроена так, что ремонт затягивается в лучшем случае на недели, а иногда на месяцы и годы".
Татарстан здесь не является исключением, полагает председатель профсоюза работников скорой помощи "Фельдшер.ру" Дмитрий Беляков. У скорой есть проблемы с транспортом во многих регионах. А ремонт машин за счет водителей - это тоже распространенная практика:
"Достаточно много регионов, где водители вынуждены чинить транспорт за собственные деньги. Или покупать бензин, потому что не одна старая колымага (УАЗ или "Газель") не потребляет столько бензина, сколько записано в ее паспорте. И то, что люди чинят машины за свои деньги, это распространено".
Водители вынуждены оплачивать ремонт. В противном случае они не смогут работать. И потеряют еще больше денег, продолжает Дмитрий Беляков:
"Если у водителя машина не в порядке, она ставиться на ремонт. И пока он идет, водитель теряет деньги. Еще одна проблема в том, что машины, которые отработали свой срок (а на скорой помощи машины быстро изнашиваются, потому что ездить приходиться по дворам, жесткий круглосуточный режим работы), согласно законодательству их непросто списать. Многие стоят мертвым грузом на станциях. Стоят до конца срока, до того момента, когда их можно будет списать".
Машины скорой помощи действительно быстро выходят из строя. Они работают круглосуточно. Бывает по 25 вызовов в сутки. За день автомобили могут пройти до 300 километров, а то и больше. То есть через пять лет их, как правило, нужно менять.