Авторские материалы Минтранс легализует “авиабомбил”
Персоны
Российским пилотам могут разрешить заниматься частным извозом. Министерство транспорта готовит поправки, которые позволят частникам перевозить людей в самолетах и вертолетах без сертификата эксплуатанта. Таким образом, в стране появится совершенно новый вид воздушного транспорта. Сколько будет стоить такое такси и будет ли оно безопасным, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Уже к следующей зиме в правительстве планируют завершить все согласования, и россияне смогут начать пользоваться услугами авиатаксистов. Это будут частники, имеющие в собственности самолет или вертолет и нехитрый набор документов: свидетельство коммерческого пилота, медсправку о состоянии здоровья и страховку на свой аппарат и на пассажира. В целом это очень похоже на наземное такси: права, лицензия, "Каско" + ОСАГО. По словам экспертов, свободных пилотов, желающих заняться таким извозом, более чем достаточно, подходящего транспорта - тоже. В России без права на коммерческое использование простаивает огромное количество частных самолетов и вертолетов, говорит главный эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов:
БОРИСОВ: У пилотов, владельцев самолетов, аэроклубов есть возможность эти самолеты использовать в коммерческих интересах. Более того, без этого использования сама по себе малая авиация вряд ли может существовать, потому что это очень дорогое удовольствие. В идеале купленный самолет должен работать, чтобы себя окупить. Таким образом, в предложении Минтранса речь сводится к тому, чтобы в упрощенном порядке дать эксплуатантам малых самолетов возможность зарабатывать деньги.
Частный извоз станет отдельным видом перевозки наряду с общей и большой коммерческой авиацией. У воздушных таксистов будет собственный свод летных правил. Более подробных, чем, например, в спортивной и сельхозавиации, но менее жестких, чем для регулярных рейсов и чартеров. По замыслу чиновников, это не только привлечет предприимчивых "авиабомбил", но и позволит легализоваться тем фирмам, которые возят людей по воздуху уже сейчас. Например, довольно популярны вертолетные маршруты из Москвы в аэропорты или с одного курорта на другой. Сейчас подобные услуги оформляют под видом экскурсионных, то есть фактически пилоты не несут никакой ответственности за своих пассажиров. С новыми правилами порядка станет больше, уверен директор по развитию в СНГ компании "Авиационный чартерный сервис" Сергей Вехов.
ВЕХОВ: Все перевозки, которые сейчас совершаются, они являются незаконными, поскольку малой авиации как таковой не существует, операторов попросту нет. Все, что возится, это все чистый криминал. То есть Минтранс сейчас декриминализирует эти перевозки. Список необходимых лицензий и документов будет называться как-то по-другому, а по сути, останется тем же самым. Минтранс наш молодец, он побуждает людей заниматься коммерцией, не принося в жертву безопасность. И слава богу, это можно лишь приветствовать.
Если судить по зарубежному опыту, Россия должна стать идеальным местом для развития малой частной авиации. Воздушное такси процветает как раз в тех странах, где огромные расстояния сочетаются с труднодоступностью целых регионов. Однако за последние десятилетия инфраструктура для поддержания авиапарка у нас заметно обветшала. Из 1300 действующих аэродромов осталось около 300. В таких условиях обеспечить контроль за состоянием вертолетов и самолетов, а тем более самих пилотов - практически невозможно. Авиация общего назначения, как показывает статистика, это крайне аварийный вид транспорта, предупреждает гендиректор Фонда содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов.
СМИРНОВ: У нас АОН сейчас является лидером по количеству авиакатастроф и количеству погибших. Вот, пожалуйста, последний пример - вертолет, который взял на борт 5 человек - и все они погибли. До этого масса случаев тоже было. Количество катастроф растет с каждым годом, и прошлый год не исключение, он стал рекордным. И этот начался с гибели людей.
Справедливости ради стоит сказать, что с безопасностью у воздушного такси плохо во всем мире. Например, в США пассажиры малой авиации в среднем гибнут в 80 раз чаще, чем пассажиры крупных авиакомпаний. Но вот что касается стоимости, то зачастую небольшой самолет оказывается гораздо выгоднее и тем более быстрее любых других видов транспорта. В России пока получается и дорого, и опасно. К примеру, из Москвы во Владимир по договоренности с пилотом можно долететь за час за 4000 тысячи рублей. Скоростной поезд по тому же направлению будет ехать всего на 40 минут дольше, а стоит он в 2-3 раза меньше. Трансфер в аэропорт на вертолете вообще получается дороже любых разумных пределов - минимум 7000 рублей с человека, да и то если наберется полная кабина пассажиров.