Авторские материалы Право на ошибку: чем должны писать дети в школе
Персоны
Ручка или карандаш - чем должны писать современные дети, чтобы не бояться ошибок, не нарываться на замечания педагога и не получать сниженную оценку? Дискуссия на эту тему сначала развернулась в соцсетях, а затем в нее включились и специалисты. Сторонники карандаша уверены: умение исправлять свои ошибки поможет справиться с ними и во взрослой жизни. Психологи парируют: важно, как к исправлениям в тетради относится педагог. Может ли чистописание быть безошибочным, пыталась понять корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Карандаш и ластик как символы права на ошибку. Неверный вариант, вовремя исправленный учеником, - это хороший жизненный опыт, считают противники шариковых и гелевых ручек. Блогер в соцсетях рассказал, что в европейских школах дети пишут в тетрадях карандашом, а ручкой учитель исправляет те ошибки, которые не заметил сам ученик.
"Казалось бы, какая разница? - вопрошает автор. - А разница - космическая, - поясняет он. - Когда какой-нибудь финский Вилле ошибался, он мог стереть хоть все слово и написать его заново правильно. И получить за это высший балл. А когда российский ребенок делал ошибку, ему приходилось все зачеркивать и получать ниже оценку за грязь и исправления".
Вывод, к которому приходит блогер: когда ребенок пишет карандашом, он не боится ошибиться, зная, что ошибку можно исправить. Это, безусловно, очень полезный опыт, и его в школе получают все - и те, кто пишет карандашом, и те, кто пишет ручкой, считает детский и подростковый психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, образования и педагогики МГУ Антон Сорин. Вопрос в том, о чем сигналит ошибка:
"Ошибка ребенка - это возможность увидеть, в чем у него в данный конкретный момент трудности. Любая ошибка - это диагностическое исследование. Это что-то, что получает возможность понять, что у него в голове".
И вот здесь важно, как учитель относится к ошибкам и исправлениям своих учеников. Если как к обычной работе - это одно, если как к нарушению - другое, рассуждает психолог Наталья Варская. Отсюда формируется и отношение ученика к учебному процессу:
"Невозможность исправить ошибку и нарекания - это отрицательная мотивация. А все-таки практика показывает, что гораздо лучше использовать положительные мотивации".
Наказания и поощрения, предусмотренные педагогом за исправление собственных ошибок, также имеют значение, продолжает Антон Сорин:
"При желании можно "забодать" и за то, что он стирает. В голове у педагога должно быть отношение к ошибке как к чему-то, что является неизбежной частью учебного процесса. С точки зрения психологии, педагогики и здравого смысла, я считаю, что если ребенок сам исправил свою ошибку, он заслуживает отличной оценки. С другой стороны, если мы готовим детей с первого класса к ОГЭ и ЕГЭ, в которых испорченный бланк чреват самыми серьезными последствиями, тогда, конечно, с первого класса детей надо карать - ставить им 4 за исправления".
Первые шаги, а точнее, буквы, продолжает Наталья Варская, конечно, лучше выводить с помощью карандаша. Это дает уверенность и спокойствие. Кстати, такой эксперимент проводили и в советских школах, вспоминает психолог:
"В 60-е годы начинали первоклашки с карандашей. Я тоже в советские годы училась. В 60-х годах это точно было".
Но все-таки в старших классах лучше перейти на шариковую или гелевую ручку. Это вырабатывает внимательность и дисциплинирует. В конце концов, для ошибок всегда есть черновик. Кстати, есть и те, кто выступает за использование не только ручек, но и полный возврат в те времена, когда красивый почерк и умение писать без помарок ценилось не меньше, чем грамотность. Ассоциация родительских комитетов не так давно выступила за возвращение чернильниц и гусиных перьев. Возвращение к истокам, безусловно, бывает полезным, говорит на это Наталья Варская. Но гусиные перья в XXI веке - это перебор:
"Конечно, хорошо бы во всем без фанатизма, это излишне. Время и прогресс идут вперед. Но я бы ввела в школах - хотя бы как возможность, не обязательно в программу - каллиграфию. Она очень хорошо помогает развитию мозговой деятельности".
Красиво и безошибочно писать набело, говорят эксперты, это прекрасный навык, важный для речи и мыслей. Но что касается карандаша, вряд ли он может выступать как защитник от страха ошибок. В век компьютеров и смартфонов с этим прекрасно справляется кнопка delete.