Картинка

Авторские материалы Право на ошибку: чем должны писать дети в школе

27 февраля 2017, 15:30

Персоны

Ручка  или  карандаш - чем должны писать современные дети, чтобы не бояться ошибок, не нарываться на замечания педагога и не получать сниженную оценку? Дискуссия на эту тему сначала развернулась в соцсетях, а затем в нее включились и специалисты. Сторонники  карандаша уверены: умение исправлять свои ошибки поможет справиться с ними и во взрослой жизни. Психологи парируют: важно, как к исправлениям в тетради относится педагог. Может ли чистописание быть безошибочным, пыталась понять корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич

Карандаш и ластик как символы права на ошибку. Неверный вариант, вовремя исправленный учеником, - это хороший жизненный опыт, считают противники шариковых и гелевых ручек. Блогер  в  соцсетях рассказал, что  в  европейских  школах  дети  пишут в тетрадях карандашом, а ручкой учитель исправляет те ошибки, которые не заметил сам ученик. 

"Казалось бы, какая разница? - вопрошает  автор. - А  разница - космическая, - поясняет он. - Когда какой-нибудь финский Вилле ошибался, он  мог стереть хоть все слово и написать его заново правильно. И получить за это высший балл. А когда российский  ребенок  делал  ошибку, ему  приходилось все зачеркивать и получать ниже оценку за грязь и исправления".

Вывод, к которому приходит блогер: когда ребенок пишет карандашом, он не боится ошибиться, зная, что ошибку можно исправить. Это, безусловно, очень  полезный  опыт, и его в школе получают все -  и те, кто пишет карандашом, и те, кто пишет ручкой, считает детский и подростковый  психолог, кандидат психологических наук, доцент  кафедры  психологии, образования и педагогики  МГУ  Антон Сорин. Вопрос в том, о чем сигналит ошибка: 

"Ошибка ребенка - это возможность увидеть, в чем у него в данный конкретный момент трудности. Любая ошибка - это диагностическое  исследование. Это что-то, что  получает возможность понять, что у него в голове". 

И вот здесь важно, как  учитель относится к ошибкам и исправлениям своих учеников. Если как к обычной работе - это одно, если как к нарушению - другое, рассуждает психолог Наталья Варская. Отсюда формируется и отношение  ученика  к учебному процессу: 

"Невозможность  исправить  ошибку и  нарекания - это отрицательная мотивация. А все-таки практика показывает, что гораздо лучше использовать положительные мотивации". 

Наказания и поощрения, предусмотренные педагогом за исправление собственных ошибок, также имеют значение, продолжает   Антон Сорин:

"При  желании  можно "забодать" и за  то, что он стирает. В голове у педагога должно быть отношение к ошибке как к чему-то, что является неизбежной частью учебного процесса. С точки зрения психологии, педагогики и здравого смысла, я считаю, что если ребенок сам исправил свою ошибку, он заслуживает отличной оценки. С другой стороны, если мы готовим детей с первого класса к ОГЭ и ЕГЭ, в которых испорченный бланк чреват самыми серьезными последствиями, тогда, конечно, с первого класса детей надо карать - ставить им 4  за  исправления". 

Первые  шаги, а точнее, буквы, продолжает Наталья Варская, конечно,  лучше  выводить с помощью карандаша. Это дает уверенность и  спокойствие. Кстати, такой  эксперимент проводили и в советских  школах, вспоминает психолог: 

"В  60-е годы начинали первоклашки с карандашей. Я  тоже  в советские  годы  училась. В  60-х годах это точно было".

Но все-таки в старших классах лучше перейти на шариковую или гелевую ручку. Это вырабатывает внимательность и дисциплинирует. В конце концов, для ошибок всегда  есть черновик. Кстати, есть и те, кто выступает за использование не только ручек, но и полный  возврат в те времена, когда красивый почерк и умение писать без помарок ценилось не меньше, чем грамотность. Ассоциация родительских комитетов не так давно выступила за возвращение чернильниц и гусиных перьев. Возвращение к  истокам, безусловно, бывает полезным, говорит на  это Наталья Варская. Но гусиные  перья в  XXI веке - это перебор:

"Конечно, хорошо бы  во всем без фанатизма, это излишне. Время и прогресс идут вперед. Но я бы ввела в школах - хотя  бы как возможность, не обязательно в  программу -  каллиграфию. Она очень хорошо помогает развитию мозговой деятельности". 

Красиво и безошибочно писать набело, говорят эксперты, это прекрасный навык, важный для речи и мыслей. Но что касается карандаша, вряд ли он может выступать как защитник от страха ошибок. В век компьютеров и смартфонов с этим прекрасно справляется  кнопка delete.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация