Интервью Трудные дети

17 марта 2017, 17:33

Персоны

Есть ли хулиганам место в обычных школах? Или их нужно переводить в специальные учебные заведения? Разбираемся в эфире "Вестей ФМ" вместе с кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой юридической психологии и права Московского государственного психолого-педагогического университета Риммой Чиркиной и директором по развитию Национальной родительской ассоциации Марианной Шевченко

ЧИРИКИНА: С точки зрения психологии причины могут быть разными. И, когда мы говорим о трудных детях, то нельзя забывать о том, что вот эта категория "трудный" достаточно объемная в том плане, что подросток или ребенок трудный, трудно с ним и трудно ему. И в чем его трудности, о чем говорит его поведение, о каких его проблемах, о какой его сложности социализации, нужно выяснять. В школах есть психологи, они обычно занимаются такими выдающимися детьми. Но это всегда некий месседж, это сообщение взрослым о каком-то неблагополучии, которое испытывает ребенок. Возможно, что у него есть какие-то органические нарушения центральной нервной системы, может быть это нарушение воспитательной линии развития, может быть, ребенок переживает длительный токсичный стресс, какой-то целый ряд ситуаций, травмирующий его психику, на которые он не может отреагировать иначе, только вот такими выходками. И есть еще один компонент этой трудности – это трудные взрослые. Взрослые, которым иным путем ребенок не может сообщить о своих проблемах. И вот этот весь комплекс трудностей должен быть предметом рассмотрения, а не осуждения, и не раскрашивая в черно-белые цвета – кто виноват, кто плох и кто хорош в этой ситуации. Ребенка надо обследовать, к нему надо отнестись со вниманием, что-то предпринять, по крайней мере, немедленно. 

ШЕВЧЕНКО: Вы знаете, во-первых, очевидна система. Причем видна явная динамика. И система нарушения поведения, очевидная для абсолютно всех взрослых и окружающих ребенка детей, в которую надо вмешиваться в срочном порядке и смотреть комплексно. За этим ребенком действительно есть семья, которая его в том числе формирует. Есть взрослые. Взрослые в данном случае учителя и весь педагогический коллектив, там же и директор. Это же все видят, это же не скрывается, если эта ситуация уже вышла в средства массовой информации. То есть, есть система прецедентов, которую не признают или не хотят по каким-то причинам признавать, в том числе и учителя, чтобы что-то с этим сделать. Поэтому, он требует внимания – да, но и ситуация требует внимания, потому что страдают другие дети.

БАДЬЕВА: Понятно. Все-таки ваши предложения? Его поместить в класс коррекции? Есть же такие классы?

ШЕВЧЕНКО: Есть.

БАДЬЕВА: Они в рамках обычной школы или это специализированные школы?

ШЕВЧЕНКО: Сейчас есть такая тенденция, их, как правило, сейчас практически не осталось, учащихся расформировали по другим школам, скажем, не совсем престижным, но общеобразовательных, постарались их собрать в специализированные классы. Практика показала, что там специализированные классы, конечно, никаких результатов по воспитательной работе, как правило, не дают.

БАДЬЕВА: Почему?

ШЕВЧЕНКО: Потому что когда в одном месте собрана группа трудных подростков, где работает цепная реакция, один смотрит на другого и то, что считается отклонением от нормы, там как раз вариант нормы, то, естественно, эта динамика только увеличивается. Нет примеров для подражания, нет вообще среды, которая располагает.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация