Авторские материалы Есть метро! Как строилась главная подземка страны
Персоны
В этот день в 1933 году Совет Народных Комиссаров утвердил схему линий будущего Московского метрополитена. Она включала в себя 5 веток. Причем Кольцевую линию предполагалось провести только в отдалённой перспективе. Строго говоря, метро к тому моменту уже давно строили. Принципиальное решение по этому поводу было принято еще в 1931 году. Но партийные руководители долго не могли решить, на какой глубине должны пойти поезда. К началу 33 года было выполнение менее процента от всего объема работ. Об истории строительства первой очереди московского метро - обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
В 1937 году на съезде архитекторов с трибуны было заявлено: "Планы строительства метрополитена не проходили через архитектурные инстанции. Их утверждала партия, такие люди, как Каганович, как Молотов, люди, у которых действительно есть то, чего не хватает нам, архитекторам. У них есть знание того, что они хотят".
Строительство московского метро действительно было партийным проектом. Именно партийные руководители решали, где и как рыть подземку. Заминка с 31 по 33 год была как раз связана с тем, что не было определенности - как строить, глубоко ли вгрызаться в землю. Инженеры предлагали мелкое заложение, строить метро открытым способом, то есть рыть траншеи. Но Сталин в итоге выбрал глубокое заложение. По крайней мере, в самом центре города. И вот дальше работа закипела. Если в 32 году метростроевцев было лишь 3-4 тысячи, то через 2 года их количество увеличилось в 10 раз. В основном это были комсомольцы. Но людей не хватало, и на работу стали принимать даже "кулацкий элемент". Одновременно снимался полнометражный документальный фильм "Есть метро", еще в революционной, авангардной стилистике: комсомольцы пробивают тоннели, возвращаются наверх, отдыхают.
"Сдачи срок - недалёк. Нам лениться - не годится. Пролетарская столица строй метро закончит в срок! Веселей бери лопату, будь застрельщиком в бою, чтоб Сокольники Арбату руку подали свою".
На экране комсомольцы принимают душ. В какой-то момент камера выхватывает обнаженную женскую грудь. Уже через год-два такое в советском кинематографе станет невозможным. Грядут новые стандарты. Оформление первых станций метро, по сути, и есть становление "большого стиля". Это еще не сталинский ампир, но уже и не конструктивизм. По настоящему авангардным получился только вестибюль "Красных ворот" архитектора Ладовского: воронка, увлекающая людей в подземное царство. Но сама станция - уже фактически в классическом стиле архитектора Фомина. Хотя пока еще - без золота и фресок, только мрамор. Архитектор Щусев так выразился по поводу этой станции: "Что можно сказать об этом проекте? Он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины". Можно было уточнить, "мраморной говядины", если бы такая в Советском Союзе была. Сам Щусев построил после войны "Комсомольскую"-кольцевую. Получилось подобие трапезной гигантского подземного храма с мозаикой, как когда-то в Константинополе.
К сороковым годам "большой стиль" был уже отточен. Архитекторы смогли понять вкусы заказчика.
Первую линию метро - от Сокольников до Парка - построили в кратчайшие сроки. В мае 35 года открылись 13 станций. Более 11 километров подземной трассы. Одновременно работали 9 четырехвагонных составов. Перед открытием под землю спустился сам Сталин. Его поезд на несколько минут застрял в тоннеле. Но вождь бросил на выходе: "Мне понравилось". При этом все лавры решил отдать Лазарю Кагановичу. Тот начинал строительство на посту руководителя Московского горкома партии, а заканчивал наркомом путей сообщения. Московское метро получило его имя. В фильме "Есть метро" он - главный герой.
"Каждый, кто не столкнется в штольнях и под сводами тоннелей с Лазарем Моисеевичем, непременно от него что-нибудь услышит: приказ, похвалу, критику, шутку".
"Сплотились вокруг лозунга партии, вокруг лозунга вождя нашей партии - товарища Сталина. Вы сплотились вокруг партии, вокруг московского комитета".
Видимо, с подачи Кагановича метростроевцы собирались просить о присвоении подземке имени Сталина. Но вождь опередил их. "До ЦК дошли слухи, что коллектив имеет желание присвоить метро имя товарища Сталина. Ввиду решительного несогласия Сталина с таким предложением, Сталин просит коллектив вынести решение о присвоении метро имени Кагановича".
Казалось, Сталин был доволен. На собрании метростроевцев - грубовато шутил.
"Мы вот с президиума глядим на вас. Рожи не у всех одинаковые. Одни из вас будто бы рады. А другие недоумевают: что же это, сволочи - обошли. Мол, вы, метростроевцы, наверное, не всем довольны, ведь ордена получили лишь немногие. Но партия объявляет вам благодарность".
С мая 35 года билет на метро стоил 50 копеек. Трамвай в то время обходился в 15 копеек. Это при средней зарплате в 200 рублей. Уже летом проезд на метро подешевел до 40 копеек, а к осени - до 30 копеек. Во время войны проезд слегка подорожал - до 40 копеек. С 1948 года билет вновь стоил 50 копеек. После реформы 61 года эти деньги превратились в пятачок. Так что фактически цены на метро не менялись в течение полувека - до апреля 1991 года.